Как оформить схему ДТП самостоятельно?

Как нарисовать схему ДТП, чтобы не возникло проблем со страховой и ГИБДД

В ряде случаев при возникновении на дороге аварийной ситуации с причинением незначительного ущерба транспортным средствам законодательством предусмотрен вариант оформления дорожно-транспортного происшествия без участия аварийных комиссаров или работников ГИБДД. Возможность нарисовать схему ДТП самостоятельно экономит время водителей на ожидании сотрудников ДПС, позволяет максимально быстро удалить пострадавшие ТС с проезжей части и разгрузить дорожную ситуацию. Однако чтобы документ, составленный на месте происшествия, имел юридическую силу и в дальнейшем способствовал определению виновника аварии, а также назначению страховых выплат – он должен соответствовать установленным требованиям. Поэтому каждому автолюбителю необходимо четко представлять, как нарисовать схему ДТП и какие сведения должны быть указаны в пояснениях к ней.

Когда допустимо составление схемы ДТП без участия ГИБДД

В определенных ситуациях водители могут в отсутствие наряда ДПС сами оформить протокол и начертить схему ДТП. Чтобы подобные действия не квалифицировались как оставление места происшествия и не влекли за собой административной ответственности в отношении участников аварии, нужно учитывать насколько обстоятельства, сопутствующие ДТП, подходят для самостоятельного оформления. Необходимыми условиями для этого являются:

  • аварийная ситуация с участием только двух автомобилей;
  • наличие у обоих автовладельцев действующих полисов ОСАГО (КАСКО);
  • отсутствие пострадавших или жертв происшествия (самих водителей, пассажиров, пешеходов), а также вреда или ущерба, причиненного имуществу других лиц;
  • обоюдное согласие сторон с оценкой стоимости, характера повреждений ТС и степенью вины каждого из водителей;
  • предварительная суммарная оценка затрат на ремонт транспорта не превышает 50 тыс. рублей.

Если хотя бы один пункт не соответствует действительности – водители обязаны дождаться патрульного экипажа, не предпринимая никаких действий по освобождению проезжей части и изменению положения ТС. Это особенно актуально, когда есть сомнения в адекватном состоянии одного из участников ДТП (признаки агрессии, алкогольной или наркотической интоксикации), в подлинности его страхового полиса (тем более при отсутствии такового), отказе представить водительские права или при наличии людей, пострадавших в результате аварии.

За самостоятельное оформление европротокола в данных случаях водитель не только не получит страховую выплату, но и может быть оштрафован или лишен права управления ТС на срок, предусмотренный законом.

Основные правила составления схемы ДТП

Если причин для отказа от самостоятельного оформления ДТП не наблюдается, владельцы пострадавшего автотранспорта могут приступать к фиксации обстоятельств происшествия. Ключевыми правилами при этом являются:

  • отражение достоверной информации;
  • четкость рисунка и читабельность пояснений к нему;
  • соответствие имеющимся требованиям к оформлению (по наличию исправлений, незаполненных граф, ошибок в персональных и иных сведениях о владельцах ТС и т.п.);
  • подтверждение изложенной информации свидетельскими показаниями очевидцев или видеоматериалами с регистратора (персональные данные свидетелей записываются с их согласия).

Строгих требований к качеству изображения не существует, каждый может начертить схему происшествия в меру своих способностей. Для СК и ГИБДД основополагающим показателем является информативность рисунка и учет всех обстоятельств, сопутствующих возникновению аварийной ситуации. В случае неполных, искаженных или заведомо ложных сведений, указанных в протоколе, СК вправе отказать страхователю в предоставлении компенсации (несмотря на то, что страховая фирма имеет возможность восстановить недостающую информацию через портал РСА).

Информативность рисунка во многом зависит от умения автовладельца передать всю картину происшествия в деталях. Для этого важно, чтобы при начертании схемы учитывались следующие факторы:

  • события, предшествующие ДТП (они впоследствии помогут установить степень вины обоих водителей);
  • местоположение ТС до и после столкновения;
  • виды разметки полотна, дорожные знаки, сигналы светофора.

Кроме того, в протоколе не должны присутствовать исправления и нечитаемые слова (а если они есть – оба участника аварии заверяют исправленное своими подписями). Оптимальным вариантом считается переделка испорченной схемы, поскольку разные неточности и разночтения в рисунке могут послужить причиной для отказа в выплате компенсации страховой компанией.

Для чертежа используется белая бумага формата А4, тетрадный лист или приложения к страховому полису, специально для этого предназначенные. Графическое изображение и пояснения к нему делаются шариковой ручкой во избежание истирания рисунка. Объекты, имеющие отношение к ДТП наносятся схематично в горизонтальной проекции без лишней деталировки (если она не имеет значения для разбора аварийной ситуации).

В бланке заполняются все необходимые поля и графы, а пустые строки помечаются перечеркнутой буквой Z. Завершив заполнение протокола, обе стороны должны проверить правильность указанной в нем информации (сверив данные паспорта, водительских прав, номер страхового полиса и т.д.), и заверить оба экземпляра своими подписями.

Применение типовых схем

Управлением ГИБДД на основании анализа ДТП был разработан набор типовых схематических изображений наиболее распространенных аварийных ситуаций, допускающих самостоятельную зарисовку места происшествия. Автолюбители могут использовать их в качестве образца. Чтобы получить представление о том, как нарисовать схему ДТП самому, пример типового чертежа послужит идеальным вариантом для разбора стандартных случаев и будет иметь хороший обучающий потенциал.

Для простоты использования на портале РСА схемы подразделяются по категориям на основании типа ДТП и вектора движения автомобилей, участвовавших в аварии (попутно, по встречному маршруту, задним ходом, в момент остановки).

Типовые шаблоны представлены в виде таблиц, где:

  • в первой колонке расположена картинка;
  • во второй описаны основные характеристики происшествия;
  • в третьей цифрой обозначена степень вины первого ТС.
  • далее – второго автомобиля.

Шаблоны с определенной периодичностью обновляются и модифицируются, но на практике применение таких схем не всегда целесообразно, поскольку каждое ДТП сугубо индивидуально и имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, что значительно затрудняет стандартизацию графического изображения происшествия. Однако в качестве образца правильного описания места происшествия такие схемы незаменимы.

Оформление схемы для ГИБДД

В отсутствие сотрудников ДПС запротоколировать и зарисовать место ДТП могут сами автовладельцы. В последующем документ, составленный участниками аварии, будет представлен уполномоченным представителям ГИБДД и даст возможность получить от страховой компании материальную компенсацию понесенного ущерба. Чтобы ни у страховщика, ни у полиции не возникло претензий к оформлению схемы, в ней должна присутствовать информация, отражающая следующее:

  1. Полные координаты места происшествия (с указанием района, населенного пункта, улицы, километра и т.п.).
  2. Подробное описание места ДТП.
  3. Перечисление особенностей разметки полотна и дорожных знаков.
  4. Специфику дорожной ситуации (расположенные в пределах видимости объекты дорожной инфраструктуры, прилегающие здания и другие объекты).
  5. Сведения о последствиях произошедшего ДТП в привязке к указанному месту.

Последовательность действий при оформлении графического изображения места аварии включает в себя такие пункты:

  • вверху пишется заглавие – «Схема ДТП»;
  • обозначается место, дата произошедшего и время с точностью до минуты;
  • воспроизводится план местности с указанием названий прилегающих улиц (в обязательном порядке должны присутствовать изображения перекрестков, сигналов светофора на нем, трамвайных или ж/д путей, мостов, пешеходных переходов, островков безопасности и т.д.);
  • обозначаются объекты, расположенные рядом с дорожным полотном (дома, столбы, заборы, газоны, зеленые насаждения);
  • в виде простых геометрических фигур зарисовывается местоположение ТС в момент ДТП, они обозначаются заглавными буквами («А», «Б»), при этом должна присутствовать информация об их ориентации и направлении движения;
  • место удара (соприкосновения) ТС помечается крестиком;
  • изображается иной транспорт, который был причастен к ДТП (служил препятствием для движения или не позволил избежать столкновения);
  • отмечаются дополнительные важные детали (тормозной путь, траектория заноса, площадь разлета осколков или деталей ТС);
  • прилагается расшифровка условных знаков (какой букве соответствует тот или иной автомобиль с указанием его марки и госномера);
  • указываются персональные данные очевидцев происшествия (по необходимости) за их личной подписью;
  • размещается информация о составителе схемы (Ф.И.О.), а также всех участниках ДТП.

В качестве дополнения к рисунку может присутствовать более подробная схема расположения ТС (в момент столкновения и при окончательной остановке), описание погодных условий, других факторов, способствовавших возникновению аварийной ситуации, а также материалы фото- и видеофиксации происшествия.

Документ подписывается обоими владельцами пострадавших автомобилей, после чего они имеют возможность покинуть место ДТП. Если у одного из участников происшествия имеются замечания по сути схемы, он должен сделать пометку об этом в пояснении к рисунку или сделать свой вариант чертежа. Чтобы уже после подписания протокола в него не были внесены изменения – рекомендуется сфотографировать готовый вариант.

Заполнение европротокола

При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:

  • ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
  • полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.

Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.

Различия состоят в следующем:

  • используется печатный шрифт;
  • не допускаются исправления и ошибки;
  • отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
  • в незаполненных строках ставится прочерк;
  • вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.

К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.

В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:

  • о месте аварии (с датой и временем);
  • о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
  • о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
  • о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
  • об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).

На бланке рисуется схема расположения транспорта в момент столкновения со всеми необходимыми пояснениями.

Под схемой водители расписываются в том, что не имеют разногласий относительно причин ДТП, а справа и слева подтверждают своей подписью достоверность сведений о действующем полисе и транспортном средстве.

При этом в случае обоюдного согласия, бланк заполняется совместно, затем разъединяется на две части и каждый автовладелец заполняет и подписывает его оборотную сторону. Если присутствуют разногласия, то оба водителя заполняют и подписывают свой вариант извещения, а принимать решение о виновности каждого из них будет СК.

Подводя итоги

Самостоятельное изображение схемы ДТП не требует от автолюбителей особых художественных навыков или иных специфических умений. Чтобы документ имел юридическую силу — достаточно соблюдать требования к его оформлению и придерживаться основных правил. В интернете можно найти множество вариантов того, как нарисовать схему ДТП самому, пример которых поможет избежать автовладельцу грубых ошибок.

Как составить и нарисовать схему ДТП самостоятельно

Схема аварии является одним из главных и неотъемлемых доказательств вины и невиновности участников ДТП. Чтобы обезопасить себя как участника инцидента, следует самостоятельно зарисовать схему происшествия. Правильно составленная схема аварии поможет донести сотрудникам ГИБДД все нюансы произошедшего, особенно если одна из сторон скрылась с места ДТП. Как корректно нарисовать схему? Какие данные в ней указывать? В каких случаях автомобилист может это сделать сам? Об этом подробно расскажем в данной статье.

Читайте также  Как поменять салонный фильтр на хендай акцент?

Кто может составлять схему происшествия?

Руководствуясь подпунктом №111 Административного регламента МВД Российской Федерации, оформлять схему дорожно-транспортного инцидента обязаны составлять сотрудники правоохранительных органов. Это могут быть инспекторы ГИБДД, прибывшие на место происшествия, или дежурный следователь отдела. В отдельных случаях допускается, чтобы участники аварии самостоятельно составили документ, обоюдно подписав его. Это возможно, если:

  • Стороны дорожно-транспортного инцидента не имеют претензий друг к другу (виновный признает свою причастность);
  • В ДТП было задействовано не более двух автотранспортных средств;
  • Вследствие происшествия нет пострадавших;
  • Обе стороны конфликта застрахованы по ОСАГО;
  • Нанесенный и полученный ущерб не превышает сумму в 100 тысяч рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы лимит выше — 400 тысяч рублей).

После самостоятельного составления схемы ДТП, все стороны дорожного конфликта обязуются подписать документ и направить его в ближайший пункт ГИБДД. Если бумага оформлена некорректно или не отражает действительности, то она считается недействительной в суде и в страховой компании. При этом единого порядка оформления схемы не существует, поскольку каждое происшествие имеет свои индивидуальные особенности, которые и необходимо схематически запечатлеть.

Как грамотно оформить?

Независимо от того, кто составляет схему происшествия и заполняет необходимую информацию, все данные должны регистрироваться по общепринятым правилам. Так как малейшие ошибки и нарушения стандарта могут быть основанием для признания документа недействительным. В таком случае придется повторно зарисовывать с инспектором чертеж, но уже по памяти. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих указаний:

  • Указать название «Схема ДТП»;
  • Использовать следует бумагу формата А4, на ней можно крупным планом отобразить все нюансы аварии.
  • Следует зарисовать полный план местности, где произошло ДТП. Это и улицы, и номера домов, и расстановка дорожных знаков;
  • Указать те предупреждающие или запрещающие знаки, из-за несоблюдения которых произошло столкновение;
  • Обозначать всех участников дорожного движения простыми геометрическими фигурами и подписывать буквами в алфавитном порядке (машина «А», мотоцикл «Б» и т.д.); направление движения рисуют стрелочками, а место столкновения — крестиком «Х»;
  • Следует упомянуть на плане транспортные средства, которые в момент столкновения находились или продолжают находиться на дороге;
  • Измерить длину тормозного пути и отметить её на рисунке;
  • Указать приблизительные размеры углов столкновения.

Внизу документа следует расшифровать все схематические обозначения (буквы, стрелки). В отдельных ситуациях в плане можно зафиксировать физическое состояние водителей. Если обе стороны согласны с изображением на схеме, они ставят подпись и свои имена под документом. Кроме того, необходимо обозначить дату и максимально точное время дорожно-транспортного происшествия. Образец схемы, составленной после ДТП водителями, представлен на рисунке 1.

Чертеж, представленный на рисунке, довольно прост и не содержит множества уточняющих элементов. В некоторых случаях подробности и не нужны, важно отметить только направление движения транспортных средств и место столкновения. Но к проработке таких рисунков можно прибегать, только если оба участника ДТП имеют единое мнение относительно виновника происшествия. Сотрудники ГИБДД в большинстве случаев отмечают на рисунках расстояния от объектов столкновения до близлежащих домов, зданий, прочих сооружений, а также других машин, деревьев и так далее. Кроме того, отмечают тормозной след, область с осколками стекла и осыпями грунта и другое.

Заключение

Схема ДТП — важный документ, который составляется уполномоченным лицом по строго регламентированным правилам, иначе его законность будет под сомнением, и потерпевший не сможет использовать план происшествия в суде как доказательство. В некоторых случаях водитель может не дожидаться приезда ГИБДД и самостоятельно зарисовать схему инцидента, но он также обязан придерживаться норм составления данного документа.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Как рисовать схему ДТП?

К несчастью, дорожно-транспортные происшествия в повседневной жизни – далеко не редкость, а для работников ГИБДД ежедневная реальность.

В крупных городах с каждым годом увеличивается автомобильный поток, с каждым годом все больше и больше водителей садятся за руль новеньких и не очень транспортных средств, поэтому даже небольшое ДТП может создать огромную пробку.

Часто опытные водители, застревая в таких заторах по причине мелких «стукашек», очень нервничают, ведь можно оформить аварию самостоятельно, пожать друг другу руки и переложить все хлопоты на страховую компанию.

Почему так важно уметь составить схему ДТП?

Каждый, кто садится за руль, должен знать правила поведения во время дорожного инцидента и уметь, при возможности, оформить самостоятельно европротокол и составить схему.

Пример схемы.

В первую очередь, это нужно и самим участникам дорожно-транспортного происшествия. Ведь, если не ждать работников ГИБДД, которые могут ехать 2 и 3 часа, попадая в такие же тягучки, то можно в течение часа освободиться и поехать по своим делам.

Во-вторых, стоит задуматься о других участниках дорожного движения. Часто на узких дорогах поврежденные автомобили загромождают проезжую часть полностью или оставляют лишь одну полосу для проезда.

В результате образуется пробка, где стоят люди, которым надо на работу, по важным делам, встречам и прочему.

Иногда бывают и критические ситуации, когда карета скорой помощи попадает в такую тянучку, и нет возможности проехать быстрее, и тогда уже от двух водителей зависит жизнь человека.

В конце концов, большие пробки сильно вредят окружающей среде и часто являются причиной смога в крупных городах.

Поэтому каждый водитель должен понимать свою ответственность перед обществом, даже если не он виновник ДТП, и быть в состоянии решить небольшую проблему самостоятельно.

Отметим, что правильно составленная схема дорожно-транспортного происшествия является важнейшим доказательством ответственности того или иного водителя, для тех, кто будет рассматривать данное дело.

Как оформить мелкое ДТП самостоятельно?

Небольшое происшествие на дороге можно оформить самостоятельно. Однако, при этом следует внимательно оценить ситуацию, так как под нормы Европротокола подходят не все ДТП.

Оформление аварии самостоятельно возможно в таких случаях:

  • в ДТП нет пострадавших, ущерб нанесен только автомобилю;
  • виновник признал свою вину, и у участников нет других разногласий;
  • оба участника происшествия имеют действующие полисы ОСАГО или Грин-карту.

Если все условия соблюдены, то можете приступить к оформлению неприятной ситуации на дороге для страховой компании.

Если у вас нет инструкции, то скачать и распечатать её можно с официального сайта ГИБДД. Если же вы полагаетесь на свою память, то наши рекомендации можно легко запомнить.

Действуем по плану:

  1. Вас ударили! Немедленно остановите автомобиль и включите аварийную сигнализацию. Выйдите из машины и обозначьте место происшествия аварийными знаками. Если ситуация произошла в темное время суток на плохо освещаемой дороге, не поленитесь и наденьте светоотражающий жилет.
  2. Если есть очевидцы вашей аварии, обязательно запишите их фамилии, адреса и телефоны. Возможно, другие водители остановятся помочь вам, поинтересуйтесь, не был ли у них в машине включен видеорегистратор.
  3. Проверьте наличие действующих полиса ОСАГО или Грин-карты у второго участника ДТП. Для оформления Европротокола второй участник должен быть согласен с обстоятельствами аварии.
  4. Ущерб, который на сегодняшний день покрывает ОСАГО по Европротоколу, в большинстве случаев составляет 100 тысяч рублей. Поэтому, оценивая повреждения автомобиля в большую сумму, вам нужно понимать, что для этого придется вызывать работников дорожного патруля.
  5. Участникам необходимо заполнить Извещение о ДТП, которое является доказательством произошедшего, а также составить схему происшествия в данном документе.
  6. Европротокол вместе с другими документами направляется в страховую компанию виновника для назначения выплаты компенсации. Однако, потерпевший может обратиться и за прямым возмещением ущерба к своему страховщику.

Водители должны понимать, что в ходе разбирательства страховой компанией может быть произведен осмотр транспортных средств обоих участников, даже если они использовали упрощенную систему оформления ДТП.

Также, важно правильно заполнить все разделы извещения, поскольку ошибки и неточности могут стать поводом для отказа в выплате. Страховщики делают все возможное, чтобы не возмещать ущерб, поэтому документы все смотрят самым тщательным образом.

Статистика страховщиков показывает, что на сегодняшний день правом оформления европротокола пользуется лишь 5-8% автомобилистов, прежде всего, по причине относительно невысокого лимита выплаты, а также многие водители беспокоятся о последствиях и сомневаются в том, что смогут правильно все оформить.

Составляем схему ДТП правильно

На сегодняшний день, к счастью или к сожалению, не существует единых норм, как составлять схему ДТП правильно.

Как правило, это делается в буквальном смысле, «на коленке», но есть некоторые правила, которые следует соблюсти, чтобы не допустить спорных ситуаций с сотрудниками страховой компании и ГИБДД.

Схема аварии.

Что должно быть в правильной схеме:

  1. Внешнее оформление.
    Для того, чтобы корректно оформить расположение автомобилей, можно, конечно, нарисовать все схематично на самом бланке извещения, тем более пункт для этого имеется. Но такой размер не позволит страховой компании детально рассмотреть все особенности сложившейся ситуации, поэтому лучше использовать лист бумаги А4 формата. Схема должна быть прорисована ручкой, чтобы невозможно было ничего подделать.
  2. Заголовок.
    Обязательно, если вы будете рисовать схему на отдельном листе, озаглавьте её. При этом в самом Извещении укажите, что Схема изложена в дополнении к протоколу.
  3. Начните зарисовывать схему дорожно-транспортного происшествия не с конкретного места, а именно с окружающей среды.
    Обозначьте сначала расположение улиц, дорожные знаки, светофоры и прочие опознавательные знаки. Укажите адрес ближайшего дома, схематично обозначьте объекты, которые имеются на этой локации. И лишь после того, как вы детально нарисовали местность, можете приступать к зарисовке непосредственно аварии.

Не упускайте детали. Зарисовывайте все объекты и ситуацию, которая имела место быть. Какой свет был на светофоре, какие знаки есть на этой дороге, какая дорога главная и т.д. Одним словом, должно быть зафиксировано все, что имеет отношение к происшествию и все, что могло повлиять на поведение водителей.

Самое главное.

Зарисовывая непосредственную аварию, необходимо наиболее точным образом обозначить положение машин в момент столкновения, указать стрелками направления движения обоих водителей.

Также следует отметить:

  • буквой Х – место удара;
  • тормозной путь;
  • обломки ДТП.

Одним словом, схема дорожно-транспортного происшествия должна быть прорисована максимально подробно и правдиво. Она не должна вызывать сомнений и споров у страховой компании, а также у работников ГИБДД и в суде.

Читайте также  Жалюзи не поднимаются что делать?

В случае, если вы не можете достичь взаимопонимания с виновником ДТП, то дождитесь работников патрульной службы и доверьте решение этих проблем им.

При каких обстоятельствах нельзя самостоятельно зарисовывать схему ДТП

Несмотря на упрощение правил регистрации ДТП, существуют обстоятельства, при которых вызывать работников ГИБДД все же придется.

Сделать это нужно в таких ситуациях:

  • если один из водителей не имеет при себе или в принципе действующего полиса ОСАГО, если его страховка недействительна или неподлинна;
  • если один из участников ДТП не имеет при себе или в принципе водительских прав;
  • если кто-то из участников аварии находится в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков;
  • если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, нанесен вред жизни или здоровью;
  • в ситуации, если ущерб, нанесенный транспортному средству потерпевшего превышает лимит по ОСАГО, а именно 100/400 тысяч рублей.

Если хотя бы одно обстоятельство из вышеописанных – это ваш случай, оформлять самостоятельно Европротокол нельзя.

В противном случае, водитель может быть наказан штрафными санкциями в крупном размере, а также есть риск лишиться прав и в ближайшие 1,5-2 года перейти в категорию пешеходов.

Мы искренне желаем вам не попадать в дорожно-транспортные происшествия!

Как составить схему ДТП самостоятельно?

Главная » ДТП » Оформление ДТП » Как составить схему ДТП самостоятельно?

К сожалению, аварии в обычной жизни стали нередким явлением, а для представителей ГИБДД – каждодневной реальностью.

Крупные города на своих дорогах все чаще заполняются автомобилями, все больше автолюбителей садятся за руль разных транспортных средств, поэтому даже незначительное происшествие становится причиной огромной пробки на дороге.

Нередко водители с хорошим опытом застревают в мелких заторах из-за столкновения, начинают нервничать, хотя факт ДТП можно оформить самостоятельно, разойтись мирно и переложить всю волокиту на страховщика.

Самостоятельное оформление мелкого ДТП

Мелкое ДТП можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД. Но прежде чем это сделать, важно тщательно все взвесить, поскольку положениями европротокола регулируются не все ДТП.

Самостоятельно авария оформляется в следующих случаях:

  • после аварии вред нанесен автомобилю, пострадавших нет;
  • виновная сторона осознала свою вину, и участники пришли к согласию;
  • у обеих сторон имеется действующий страховой полис КАСКО.

При соблюдении всех условий, можно приступать к оформлению обстоятельств возникшей ситуации на трассе для предоставления документов страховщику.

При отсутствии у вас инструкции как это сделать, скачать ее можно на официальном интернет-ресурсе ГИБДД. Если у вас хорошая память, то по нашим рекомендациям легко запоминается алгоритм действий.

Для оформления важно сделать следующее:

  • Если вашу машину ударили, сразу же остановите транспортное средство и включите сигнализацию на режим аварийной ситуации. Далее, необходимо выйти из автомобиля и обозначить место ДТП соответствующими знаками. В тех случаях, когда авария произошла ночью и на дороге плохое освещение, следует одеть светоотражающий жилет;
  • При наличии свидетелей происшествия, важно описать их личные данные и контакты. Вероятно, что другие водители могли остановиться и помочь вам, поэтому следует поинтересоваться, не был ли включен у них видеорегистратор;
  • Важно также проверить действует ли у другой стороны страховой полис ОСАГО. Для того чтобы оформить европротокол вторая сторона ДТП должна быть согласна с фактом происшествия и его обстоятельствами;
  • Вред, который покрывается полисом ОСАГО, сегодня определяется в четыреста тысяч рублей. Исходя из этого, при оценке повреждений транспортного средства на большую сумму, важно осознавать, что для этих целей необходимо будет вызывать представителей патрульной службы;
  • Сторонам следует оформить извещение об аварии, которое послужит доказательством ДТП, а также нарисовать схему события в данном документе;
  • Экземпляр европротокола наряду с другими документами отправляется страховщику для определения компенсационной выплаты. Кроме этого, пострадавший имеет право обратиться к своему страховщику и потребовать прямое возмещение вреда.

Водители должны принимать во внимание, что при выяснении причин аварии представитель страховщика может осмотреть авто обеих сторон, даже несмотря на то, что участники воспользовались упрощенной системой оформления происшествия.

Кроме того, необходимо четко и грамотно оформить все разделы извещения, поскольку ошибки, неточные сведения, становятся основанием для отказа в выплате компенсации. Страховые компании прибегают ко всем возможным уловкам, чтобы не выплачивать компенсации за вред, поэтому вся база документов просматриваются тщательно.

По статистике страховых компаний сегодня европротокол оформляют лишь пять-восемь процентов автолюбителей. В первую очередь, это объясняется небольшим лимитом выплат, а также опасением водителей за последствия и сомнения в правильности оформления аварии.

Как оформить европротокол при ДТП?

Можно ли не оформлять ДТП при согласии сторон, читайте тут.

Как правильно составить схему ДТП

Нельзя утверждать какой эффект это имеет, но сегодня не определены единые нормы о том, как правильно составлять схему аварии.

В основном, это делается, говоря простым языком «на коленях», но все же существует ряд правил, которые подлежат выполнению во избежание спорных вопросов с представителями страховщиков и сотрудников ГИБДД.

Какие требования должны быть соблюдены при составлении схемы:

Внешний вид и оформление.

Для корректного оформления расположения транспортного средства можно изобразить все элементы схематически непосредственно на бланке извещения, учитывая то, что для этого есть определенный пункт.

Однако такой масштаб не даст возможности страховщику очертить все нюансы возникшего происшествия. Именно для этого лучше рисовать на бумаге форматом А 4. Схему лучше прорисовывать ручкой во избежание подделки.

Заголовок

При изображении схемы на отдельном от бланка извещения листе бумаги, следует ее озаглавить.

На самом бланке извещения необходимо указать, что графическое изображение аварии изображено в дополнении к протоколу.

Начинайте рисовать схему происшествия, начиная не с указания определенного места, а с описания окружающей среды. Для начала изложите расположение улиц, знаков, светофоров и других опознавательных изображений. Далее можно указать адреса ближайших объектов, имеющихся в масштабе этой местности. После подробного описания местности, можно заняться зарисовкой самого ДТП.

Не стоит обходить стороной мелочи. Рисуйте все объекты и ситуацию, которая произошла. Укажите, какой свет горел на светофоре, знаки на дороге, какая дорога была главной. Проще говоря, на рисунке должно быть указано все, что имело отношение к аварии и все факторы, повлиявшие на поведение водителей.

Рисуя ДТП, важно точно обозначить расположение автомобилей при столкновении, очертить стрелками то направление, в котором двигались оба участника аварии.

Кроме того, необходимо обозначить:

  • буквой Х – место удара;
  • тормозной путь;
  • результаты аварии.

Схематическое изображение произошедшей аварии должно быть максимально четким и подробным.Рисунок не должен вызвать сомнения и споры у страховщика, а также у представителей ГИБДД и суда.

В тех случаях, когда не достигнуто согласие с виновным в аварии, дождитесь работников патрульной службы и оставьте решение этих вопросов им.

Почему важно правильно составить схему ДТП

Каждый, кто становится водителем, обязан знать правила поведения в момент аварии и уметь оформить европротокол самостоятельно, а также нарисовать схему.

Прежде всего, это необходимо непосредственно сторонам происшествия. Поскольку, если не ожидать представителей ГИБДД, которые приезжают на место происшествия в течение нескольких часов, попадая в такие же пробки, можно освободиться за час и отправляться по своим делам.

Также следует задуматься о других сторонах происшествия. Нередко на узкой полосе дороги пострадавшие транспортные средства заграждают проезжий участок дороги или оставляют одну полосу для других участников движения.

Это приводит к пробке, в которой ожидают движения люди, имеющие свои планы, встречи, которые опаздывают на работу.

Хуже, когда возникают опасные ситуации, когда машина скорой помощи застревает в пробке, и невозможно проехать скорее, и в этот момент от водителей зависит жизнь людей.

Кроме того, огромные заторы загрязняют окружающую среду и становятся причиной возникновения смога в мегаполисах.

Исходя из этого, на каждого водителя возлагается ответственность перед обществом, даже в том случае, если он не является виновной в аварии стороной. Также перед ним стоит задача самостоятельно решить возникшую проблему.

Следует отметить, что если схема ДТП составлена правильно, то это послужит важным доказательством вины и ответственности водителя для тех, кто будет разбираться в данном деле.

Когда нельзя самому составлять схему ДТП

Даже при том, что правила регистрации ДТП были упрощены, существуют обстоятельства, при возникновении которых придется прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД.

Сделать это нужно в таких случаях:

  • если у водителя нет при себе или вообще действующей страховки, или его полис недействителен, недостоверен;
  • при отсутствии у сторон водительских прав;
  • одна из сторон ДТП пребывает под воздействием алкоголя или наркотиков;
  • ДТП повлекло причинение ущерба вреда здоровью и жизни людей;
  • если вред, причиненный автомобилю, превышает сумму, установленную ОСАГО в четыреста тысяч рублей.

В тех случаях, когда одно из приведенных выше обстоятельств является вашим случаем, то приступать к самостоятельному составлению европротокола не следует.

Если водитель оформит протокол, то он может быть оштрафован на крупную сумму. Кроме того, возникает риск остаться без прав и в течение полтора-двух лет из водителя перейти к категории пешехода.

Искренне желаем водителям не становиться жертвами аварий.

Как оформить схему ДТП самостоятельно?

Как правильно самостоятельно составить схему ДТП?

Автомобильный поток на городских улицах становится интенсивнее с каждым годом, что не уменьшает количество дорожно-транспортных происшествий. На оформление ДТП порой уходит много времени, а сама по себе авария может быть мелкой. Специально для такой категории дел, ущерб в которых является незначительным, законодатель предусмотрел упрощенную процедуру оформления — составление европротокола самостоятельно участниками аварии, без вызова ГИБДД. Зарисовка схемы ДТП может быть произведена участниками происшествия.

Преимущества самостоятельного оформления документа

Для того чтобы реализовать данное право, важно уметь правильно оформлять документ самостоятельно. Это позволит сократить время на оформление ДТП. Нередко сотрудники ГИБДД приезжают только спустя 2-3 часа после аварии. Это связано и с высокоинтенсивным движением, и загруженностью дорог, и заторами. Чтобы уменьшить временные затраты, займитесь оформлением самостоятельно. После чего сможете ехать по своим делам.

Умение правильно оформлять европротокол и составлять схему ДТП после аварии — плюс не только для вас, но и других участников дорожного движения. Часто транспортные средства, попавшие в аварию, загромождают проезжую часть, тем самым затрудняют движение на конкретном участке дороги, что ведет к образованию пробок, особенно в городах с высоким дорожным трафиком.

Чтобы минимизировать негативные последствия аварии, важно уметь делать всё правильно и быстро, конечно же, без ущерба качеству. Ведь схема ДТП и составленный самостоятельно европротокол являются важнейшими доказательствами произошедшего, в том числе вины участников аварии.

Что собой представляет схема аварии и кто имеет право составлять

Схема ДТП — это максимально точная зарисовка произошедшего. Она отражает место аварии, действия водителей, которые привели к происшествию. Информация должна быть полной и достоверной. Ведь на её основе сотрудники ГИБДД составляют и выдают извещение, которое впоследствии направляется в страховую (по полису ОСАГО) для получения выплат.

Читайте также  Как сделать шумку арок своими руками?

Таким образом, главная цель схемы ДТП — зафиксировать обстоятельства аварии, выявить виновное лицо и определить лиц, пострадавших в результате происшествия. Даже если вы решили вызвать при аварии сотрудников ГИБДД, зарисовка ситуации поможет избежать множества вопросов, ведь не всегда они приезжают вовремя. Можно перестраховаться и нарисовать схему — так вы не забудете мелкие детали аварии.

При оформлении водители отражают все обстоятельства, которые могут иметь хоть какой-то вес для ГИБДД. Речь идет о положении транспортных средств (в т. ч. относительно друг друга), дорожной разметке на участке, где произошло происшествие, дорожных знаках, установленных неподалеку. Направление движения водителей имеет не меньшее значение.

Упрошенный порядок оформления при аварии без ГИБДД, то есть самостоятельные зарисовки обоих водителей, предусмотрен действующими правилами дорожного движения. В документе также обозначены условия, при которых водители могут реализовать данное им право:

  • в аварии участвует не более 2 транспортных средств;
  • пострадавших, то есть лиц, жизни или здоровью которых причинен вред, нет;
  • между водителями нет разногласий относительно случившегося;
  • у каждого водителя, управляющего транспортным средством, есть полис ОСАГО;
  • нанесенный имуществу вред менее установленного лимита. Общая цифра — 50 000 рублей, для столицы и Санкт-Петербурга — 400 тысяч.

Таким образом, помимо дежурных следователей и инспекторов ГИБДД, право зарисовки при ДТП принадлежит участникам аварии — водителям попавших в нее ТС. Других лиц, обладающих указанным правом, нет — перечень закрытый. Если схема будет составлена очевидцем или кем-либо другим не из этого списка, информация будет игнорироваться ГИБДД.

Порядок и правила оформления схемы ДТП

Схема ДТП должна быть составлена водителями сразу же, как только произошло дорожно-транспортное происшествие, если ГИБДД вызвано не будет. Именно в этот момент положение объектов остается неизменным, тогда как по истечении времени они могут быть передвинуты, что изменит восприятие ситуации.

Единых норм для зарисовки схемы водителями сегодня не существует. Хотя есть ряд правил, соблюдение которых участниками происшествия позволит избежать лишних вопросов, неточностей и спорных моментов при ознакомлении со схемой сотрудников страховой компании и ГИБДД. К таким правилам относят следующие.

  1. Используйте отдельный листок формата А4 и ручку для прорисовки всех деталей. Конечно, зарисовать можно на извещении — для этого есть места, но отразить все детали в выделенном и ограниченном размерами поле не удастся.
  2. Зарисовка должна иметь заголовок — «Схема дорожно-транспортного происшествия». Озаглавьте рисунок, сделайте пометку в бланке извещения о том, что документ прилагается к протоколу на дополнительном листке.
  3. Начните зарисовывать не с расположения автомобилей или других транспортных средств, а окружающей обстановки: разметки, дорожных знаков, номеров дома вблизи дороги, названий улиц и т. д.

Участникам происшествия важно зафиксировать максимум деталей на дороге, пусть и мелких. Потому что каждая из них имеет значение для ГИБДД — цвет светофора, действующие знаки и др. Что касается зарисовки аварии, используйте разные обозначения для отражения объектов и предметов происшествия:

  • Х — поставьте букву там, где произошел удар, где столкнулись транспортные средства участников происшествия;
  • черточки — являются отражением тормозного пути после аварии;
  • обломки — результаты ДТП.

В конце схемы поставьте ФИО лица, её составившего. Данные о других участниках аварии тоже вносятся в бланк. Для ГИБДД и вас лучше, если вы письменно засвидетельствуете согласие другого водителя с тем, что вы изобразили. Сами тоже согласитесь с тем, что изображено у второго участника ДТП.

В каких случаях нельзя составить схему самостоятельно

Рисовать схему ДТП (без ГИБДД) ПДД разрешают только в определенных случаях — это упрощает регистрацию аварии (не нужно ждать сотрудников инспекции) и экономит время участников, попавших в ДТП. Однако есть обстоятельства, при наличии которых рисовать схему участникам происшествия нельзя — нужно вызвать сотрудника ГИБДД сразу же после аварии. Несоблюдение правила влечет для участников происшествия определенные последствия:

  • административный штраф в крупном размере;
  • лишение прав водить автомобиль ближайшие 1,5-2 года.

Чтобы водителям избежать негативных последствий аварии и соблюсти требования закона, нужно вызвать сотрудника ГИБДД, если имеет место:

  • нанесение вреда здоровью или жизни человека. Если есть пострадавшие (водители, пассажиры или пешеходы), самостоятельно решать вопрос насчет оформления схемы при совершенном ДТП нельзя;
  • отсутствие полиса ОСАГО, наличие неподлинной или недействительной страховки водителя. Неважно, отсутствует она у участников происшествия вообще или в конкретный момент. Если хотя бы у одного водителя аварии полиса нет, привлекайте сотрудников ГИБДД;
  • отсутствие водительских прав хотя бы у одного участника аварии. Принципиальное или фактическое неимение прав у водителя делает невозможным составление схемы ДТП только ее участниками — привлекают сотрудников ГИБДД;
  • нахождение водителя ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Это относится к любому из участников ДТП;
  • причинение вреда в отношение транспортных средств, пострадавших в аварии, более чем на 400 000 рублей.

Последний пункт обусловлен превышением водителем лимита максимальных выплат по ОСАГО.

Что делают после оформления документа

После составления водителями схемы ДТП участники аварии должны посетить ГИБДД. Рекомендуется делать это вместе. Если по какой-либо причине один водитель прибыть в инспекцию сразу же не может, договоритесь о конкретном времени. Одновременное прибытие участников происшествия к сотрудникам ГИБДД исключит массу вопросов. Объяснение следует водителям продумать заранее. Это сократит время на дачу показаний, которые, как и при обычном происшествии, водители описывают на специальном бланке. Документ для заполнения выдадут сотрудники ГИБДД.

От каждого водителя требуется максимально последовательно, точно и достоверно передать обстоятельства, в результате которых произошло ДТП. Схему водители могут использовать в качестве подсказки. Держите её перед собой и описывайте события, которые привели к аварии. Составление участниками происшествия схемы и обращение водителя в Госавтоинспекцию — один из способов оформить ДТП. Существует и другой способ — самостоятельное заполнение водителями европротокола и посещение страховой компании.

Так вы избежите лишних по времени затрат (на посещение ГИБДД) и сможете быстрее получить страховые выплаты. Именно извещение является основным документом, на основе которого участники происшествия получают возмещение.

Нередко у водителей оформлен не только полис ОСАГО, но и КАСКО. Если такой случай ваш, будьте внимательны. В вашем договоре о добровольном страховании должно быть указано, что выплаты по страховке возможны при самостоятельном оформлении ДТП, или виды аварий, при которых полагается возмещение ущерба участникам происшествия.

Составление схемы ДТП

Если вы попали в ДТП, то для получения всех выплат по страховкам необходимо составить схему ДТП. Обычно для этого привлекают инспекторов ГИБДД. Однако, недавно в России стало возможным получать компенсационные выплаты ОСАГО по европротоколу, то есть без привлечения ГИБДД.

Как известно, количество машин на наших дорогах постоянно растет, а вот качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего. Мы уже писали на Vodi.su, что стоимость и сроки обучения в автошколах России с 2015 года значительно возросли, — возможно это поможет исправить ситуацию на дорогах.

Тем не менее количество аварий, как крупных так и мелких, зашкаливает. Именно поэтому было принято решение о введении европротокола, чтобы лишний раз сотрудники ГИБДД не отвлекались, если произошла мелкая авария.

В каких случаях допускается оформление ДТП по европротоколу без ГИБДД:

  • столкнулись не более двух автомобилей;
  • физический ущерб никому не причинен;
  • полис ОСАГО есть у обоих участников аварии;
  • водители достигли между собой согласия на месте.

Важный момент: европротокол будет принят в качестве подтверждающего документа, если сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей для регионов России или 400 тысяч для Москвы и СПб (данное положение вступило в силу с августа 2014 года, а до этого сумма не должна была превышать 25 тысяч).

Хотя, если вчитаться в новые правила ОСАГО, то становится ясно, что на 50 или 400 тысяч вы можете не рассчитывать, если хотя бы у одного из участников ДТП полис ОСАГО оформлен до августа 2014 года. В таком случае вы можете рассчитывать только на 25 тысяч компенсации.

Итого: если вы попали в аварию, никто не пострадал физически, сумма ущерба не превышает 25, 50 или 400 тысяч, и вы смогли договориться на месте, то ДТП оформить можно без ГИБДД.

Составление схемы ДТП самостоятельно

Прежде всего обратите внимание, что европротокол (извещение о ДТП) нельзя заполнять с помарками или исправлениями, поэтому сначала все напишите и зарисуйте на отдельном листе бумаги. К европротоколу могут прилагаться фотографии, так что запечатлейте все важные моменты с помощью любой доступной фото и видео техники.

После этого строго следуйте пунктам европротокола:

  • убедитесь, что бланк документа действительный;
  • обозначьте транспортные средства — А и В — для каждого из них отводится своя колонка (каждая сторона указывает свои данные);
  • отметьте крестиком все подходящие пункты в средней графе «Обстоятельства»;
  • зарисуйте схему ДТП — для этого отводится достаточно места в протоколе.

Типовая схема ДТП составляется довольно просто: на ней нужно изобразить перекресток или ту часть проезжей части, где произошла авария. Схематически обозначаете автомобили в момент после ДТП, а также стрелками направление их движения. Отобразите все дорожные знаки, можно также указать сигналы светофора, номера домов и названия улиц. С обеих сторон от поля для схемы ДТП есть схематические изображения автомобилей, на которых нужно указать точку первоначального удара.

Пункты с 14-го по 17-ый должны быть заполнены одинаково, что подтвердит факт согласия между участниками ДТП.

Лицевая сторона является самокопирующейся, поэтому заполнять лучше шариковой ручкой, чтобы все хорошо скопировалось. Не имеет значения, чей бланк будет использован, поскольку каждый водитель пишет информацию о своей страховой компании. Также нужно четко и полностью описать повреждения: царапина бампера, вмятина левого крыла и так далее. Кроме того, очень внимательно заполняйте средний столбец и отмечайте нужные клеточки: не путайте остановку на светофоре со стоянкой. Обратную сторону документа каждый водитель заполняет самостоятельно.

После заполнения и полного согласования всех деталей, нужно обращаться в страховую компанию в определенных срок согласно требованиям договора ОСАГО. Менеджеры осмотрят автомобиль для проверки указанной в извещении информации и примут решение о страховых выплатах. Поэтому ни в коем случае не начинайте самостоятельно ремонтировать авто до вынесения решения о страховых выплатах.

В принципе, ничего сложного в заполнении европротокола нет, нужно лишь заполнить его предельно аккуратно, без помарок, разборчивым почерком и понятным языком.

На этом видео вы узнаете, как оформить ДТП без сотрудников ГИБДД.

В этом видео покажут, как правильно составлять схему.