Автомобильные свечи зажигания как выбрать?

Никель, иридий, платина? Выбираем свечи зажигания

На первый взгляд, выбор свечей зажигания прост: открываем инструкцию к машине, находим нужную маркировку, покупаем. Всё усложняется, когда рекомендованных вариантов несколько. Да и производители свечей регулярно что-то усовершенствуют, разрабатывают и выпускают новые модели. И выбор становится не таким уж простым. Посмотрим, какие свечи зажигания есть на рынке и в чём их отличия.

Устройство свечи зажигания

Чтобы понять, чем свечи отличаются друг от друга, нужно разобраться в их устройстве.

Принципиально конструкция свечи зажигания не меняется уже много лет. Внутри металлического корпуса проходит центральный электрод (проводник), отделённый керамическим изолятором. На верхний контактный вывод свечи подаётся ток, который, пройдя внутри по всей длине электрода, упирается в… тупик. Но рядом с ним есть ещё один электрод — заземляющий (боковой), соединённый с корпусом свечи. В воздушном промежутке между электродами возникает мощный (несколько тысяч вольт) электрический разряд — искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.

Искровой зазор свечей

Расстояние между центральным и боковым электродами свечи — искровой зазор — напрямую влияет на работу двигателя. Больше зазор — длиннее искра, лучше сгорание смеси, выше мощность. Но чем шире зазор, тем сложнее создать в нём искру и тем выше риск, что электричество найдёт себе другой путь: пробьёт изолятор свечи, высоковольтный провод или катушку зажигания. Поэтому искровой зазор — это всегда компромисс, тщательно рассчитанный инженерами.

В процессе эксплуатации электроды изнашиваются, и искровой зазор постепенно растёт, увеличивая нагрузку на катушки зажигания. Точно отрегулировать зазор вручную сложно: речь идёт о десятых долях миллиметра. Лучше просто менять свечи вовремя, не дожидаясь их сильного износа и поломок.

Холодные и горячие свечи. Калильное число

При работе свеча ощутимо нагревается (до 800–900 °C) — неудивительно, учитывая количество проходящих через неё вольт. С одной стороны, это хорошо: высокая температура помогает свече самостоятельно очищаться от нагара. Но это же порождает проблему для мотористов: если свеча чересчур раскалится, то смесь в цилиндре может зажечься не от искры, а от контакта с самой свечой. Такой эффект называют калильным зажиганием.

Калильное зажигание не сулит ничего хорошего. Его последствия схожи с детонацией (хотя это разные процессы): неконтролируемое воспламенение смеси ведет к росту температуры двигателя, падению мощности, повреждению деталей.

Старые карбюраторные двигатели при калильном зажигании могли работать, даже будучи выключенными — до тех пор, пока не остынут свечи или не кончится бензин. Этот необычный эффект ушёл в прошлое с появлением электронного впрыска топлива.

Теплостойкость свечей определяется калильным числом: в зависимости от него свечи делятся на холодные (меньше нагреваются при работе) и горячие (нагреваются сильнее). Степень нагрева свечи регулируют конструктивно — длиной изолятора.

К сожалению, не существует единой шкалы калильных чисел: каждый производитель обозначает их, как хочет. Причём у одних брендов меньшему числу соответствуют более холодные свечи, у других — более горячие. Настоящая путаница! Остаётся пользоваться сравнительными таблицами. Ниже приведены значения для свечей Denso, NGK и Bosch.

Как и искровой зазор, калильное число — это компромисс. Холодные свечи применяют в форсированных двигателях, которые часто крутят до отсечки (например, на гоночном треке). В таком режиме стойкость свечей к нагару не важна, а вот стабильная работа под нагрузкой — на первом месте. Горячие свечи нужны маломощным моторам, долго работающим вхолостую (автошколы, промышленность) — здесь требуется хорошая самоочистка свечей. Ну, а для обычных машин производители подбирают что-то среднее.

Иногда автомобилисты меняют свечи зажигания сезонно. На зиму ставят свечи чуть горячее рекомендованных — на них образуется меньше нагара, что упрощает запуск в мороз. А на лето — холоднее, они стабильнее при высоких нагрузках в жару. Нужна ли такая сезонная смена свечей — решать вам. Всё зависит от условий эксплуатации и капризности двигателя. Но инструкции к современным автомобилям такую практику обычно не поощряют.

Количество боковых электродов

Внешние особые приметы свечей — электроды, над ними производители колдуют постоянно. И над центральным, и над боковыми — последних может быть и несколько.

Многоэлектродные свечи понадобились, когда мотористы стали внедрять первые катушки зажигания и принцип холостой искры (например, в системе зажигания Toyota DIS-2 в конце 90-х), где искрообразование происходит в два раза чаще. А значит, в два раза выше и износ электродов. Чтобы компенсировать это, свечам добавили второй боковой электрод: искра каждый раз проскакивает к менее изношенному. Сегодня встречаются свечи и с тремя-четырьмя электродами.

Вопреки расхожему мнению, несколько боковых электродов не улучшают искрообразование и сгорание смеси, зато могут увеличивать ресурс свечей зажигания на некоторых моторах. Если автопроизводитель рекомендует многоэлектродные свечи, значит того требует примененная система зажигания, и нужно использовать именно их.

Толщина центрального электрода

В современных системах зажигания с отдельной катушкой для каждой свечи важнее не количество боковых электродов, а толщина центрального. Лабораторные тесты наглядно показывают: чем тоньше центральный электрод, тем лучше работает свеча. Улучшается искрообразование, эффективнее сгорает смесь, уменьшается расход топлива и вредные выбросы. Свечи с тонкими электродами лучше самоочищаются от нагара и менее чувствительны к увеличению искрового зазора в процессе износа.

Чем тоньше центральный электрод, тем эффективнее работает свеча.

Стандартный материал центрального электрода свечи — сплав никеля и хрома, такие свечи называют никелевыми. Производители экспериментируют и с другими металлами (медью, серебром, иттрием), добавляя их в сплав, чтобы улучшить характеристики свечей. Но толщина электрода никелевых свечей остаётся большой — около 2,5 мм. Сделать его тоньше нельзя — тепловая эрозия быстро «съест» электрод, существенно сократив и так небольшой ресурс никелевой свечи. Решением стали электроды из тугоплавких драгоценных металлов.

«Драгоценные» свечи. Иридий и платина

Электроды из редкоземельных драгметаллов — платины и иридия — получаются в пять раз тоньше никелевых. И в пять раз надёжнее: обычные свечи служат примерно 20 тысяч км, а «драгоценные» — около 100 тысяч. Правда, и стоимость таких свечей выше в 4–5 раз, зато вы существенно сэкономите на работе по их замене.

Платина стала первым редкоземельным металлом, массово применённым в свечах зажигания. Платиновые наплавки на центральном и боковом электродах заметно уменьшили износ электродов и увеличили ресурс свечи. Толщину электрода платиновой свечи удалось уменьшить до 1,1 мм, что заметно снизило необходимое для искры напряжение, а значит и нагрузку на катушки зажигания.

Иридиевые свечи — более современная разработка. Диаметр центрального электрода из иридия довели до рекордных 0,4–0,6 мм, что обеспечило выдающиеся показатели сгорания смеси в цилиндре и увеличение КПД двигателя. Иридий почти на порядок превосходит никель в теплопроводности, что помогает снизить температуру электрода. Для современных машин большинство производителей рекомендуют именно иридиевые свечи.

Когда пора менять свечи зажигания

Свечи нужно менять своевременно, не дожидаясь их выхода из строя. Пропуски зажигания в любом из цилиндров не пройдут бесследно для каталитического нейтрализатора выхлопа, особенно если ехать на троящем двигателе до сервиса. А цена нейтрализатора несопоставима со стоимостью комплекта свечей.

Но даже когда свечи работают нормально, не забывайте про их искровой зазор, который со временем увеличивается. Вместе с ним возрастает и нагрузка на катушки зажигания, а эти детали тоже не из дешёвых. Многие автомобилисты и не задумываются, что между старыми свечами и «внезапно» умершей катушкой есть прямая связь.

Поэтому замена свечей зажигания должна выполняться согласно пробегу, указанному производителем, и не превышать их заявленный ресурс. Поправка на условия эксплуатации тоже не помешает. Вот лишь несколько факторов, сокращающих жизнь свечей зажигания:

  • плохое топливо, большое количество железосодержащих присадок (особенно свинца и ферроцена);
  • детонация;
  • долгие прогревы двигателя;
  • частая езда в пробках;
  • постоянная езда «в отсечке»;
  • перегрев двигателя;
  • попадание в цилиндры масла или антифриза;
  • слишком богатая или слишком бедная топливно-воздушная смесь.

Всего один пункт из этого списка способен сократить ресурс свечей зажигания на треть. Производители свечей в своих расчётах всегда исходят из нормальных условий работы и исправности двигателя. Будьте готовы, что в реальной жизни обычные никелевые свечи придётся менять каждые 15–20 тысяч км, а иридиевые или платиновые — каждые 50–70 тысяч. И, разумеется, всегда меняйте все свечи разом.

Правильный подбор

Геометрия стандартной свечи: 14-19-16. 14 мм — диаметр резьбовой части, 19 мм — её длина, а 16 — размер верхней гайки, под которую подбирается свечной ключ. Бывают и менее распространённые варианты свечей с другими геометрическими размерами — всё зависит от посадочного места в головке двигателя, предусмотренного инженерами. Важно, чтобы свечи точно соответствовали расчётной геометрии. Установка первой попавшейся свечи может закончиться повреждением поршня двигателя и капитальным ремонтом.

Но подобрать свечи лишь по размерам резьбы невозможно, ведь нужно учесть ещё много характеристик: искровой зазор, калильное число, материал электродов и их количество… Поэтому свечи подбирают по специальным каталогам производителей: Denso, NGK, Bosch. Или по OEM-номеру оригинальных свечей: для этого нужно найти свечу зажигания (spark plug) на схемах узлов автомобиля.

На чьи рекомендации ориентироваться: производителя машины или свечей? В идеале они должны совпадать, но иногда встречаются расхождения. Пожалуй, приоритет стоит отдать свечным брендам — они лучше знают особенности своей продукции и регулярно выпускают новые модели, которых могло ещё не быть при начале производства вашей машины.

Но ключевые требования автопроизводителя нельзя игнорировать. Например, если в инструкции к машине указаны только иридиевые или платиновые свечи, нельзя ставить обычные никелевые, пусть и подходящие по геометрическим параметрам. Ведь катушки и вся система зажигания не рассчитаны на большее напряжение, необходимое свечам с толстым электродом, и подобная экономия рано или поздно выйдет боком. То же самое с количеством электродов. Если инженеры предусмотрели многоэлектродные свечи, значит на то были причины — именно такие свечи зажигания и нужно купить. Подходите к выбору свечей с умом, и за здравие двигателя не придётся ставить свечку.

Какие свечи лучше

    387 11 389k

Какие свечи зажигания лучше поставить на свой автомобиль? Наверняка каждый автовладелец хотя бы раз задавался этим вопросом. Ведь на выбор влияют несколько факторов — размер свечи, калильное число, ее вид, объем и тип двигателя (карбюратор/инжектор), используемое топливо (газ/бензин) и так далее. Также следует учитывать рекомендации автопроизводителя. В настоящее время существуют свечи, изготовленные как по классической технологии, так и более современные варианты — платиновые, иридиевые, плазменно-форкамерные. Они отличаются не только более продолжительным сроком эксплуатации, но и лучшими и стабильными показателями искры. Поэтому ответ на вопрос о том, какие должны быть свечи зажигания, состоит из множества компонентов.

Читайте также  Как восстановить поцарапанный пластик в автомобиле?

При выборе той или иной свечи нужно ориентироваться не на популярность марки или ее модели, а на фактические данные свечей. В частности, размеры (длину, высоту, тип и шаг резьбы), материал изготовления электродов, их тип, калильное число, зазор между электродами. И лишь на основании этих данных нужно проводить выбор между различными марками свечек, благо их выбор в настоящее время просто огромен.

А уже потом ориентироваться на максимально продуктивные характеристики исходя из того сколько на свече будет боковых электродов, из какого материала эти электроды, какой между ними зазор. И чтобы разобраться как влияют эти характеристики вкратце рассмотрим особенности каждого из этих показателей.

Количество и типы электродов

Сперва коснемся боковых электродов, поскольку именно по этой части свечи различаются больше всего. Они выполняются из разных материалов, имеют различный размер и конструкцию.

Боковые электроды

Свечи с несколькими электродами

У классических свечей старого образца имеется один центральный и один боковой электрод. Последний изготавливается из стали, легированной марганцем и никелем. Однако в настоящее время становятся всё более популярными свечи с несколькими боковыми электродами. Они обеспечивают более мощную и устойчивую искру, что для свечи критически важно. Кроме этого, несколько боковых электродов не так быстро загрязняются, реже требуют чистки и дольше служат.

Аналогичными качествами обладают и свечи, электроды которых покрыты следующими металлами — платиной и иридием (второй является переходными металлом платиновой группы), или их сплавом. Такие свечи обладают ресурсом до 60. 100 тысяч километров пробега (в некоторых случаях даже больше, однако это зависит от многих других факторов — условий эксплуатации машины, используемого горючего, мощности двигателя и так далее). Кроме этого, такие свечи нуждаются в более низком напряжении искрообразования.

Отличительной особенностью плазменно-форкамерных свечей является то, что роль бокового электрода играет корпус свечки. Также такая свеча обладает большей мощностью горения. А это, в свою очередь, увеличивает мощность двигателя и уменьшает количество токсичных элементов в выхлопных газах машины.

Центральный электрод

Его наконечник изготовлен из железо-никелевых сплавов с добавлением хрома и меди. На более дорогих свечах, как и в случае с боковыми электродами, на наконечник может быть нанесена платиновая напайка, или вместо него использоваться тонкий электрод из иридия. Поскольку центральный электрод — это наиболее горячая часть свечи, то у автовладельца периодически возникает необходимость в выполнении очистки. Однако в данном случае речь лишь о классических свечах старого образца. Если на электрод нанесена платина, иридий или иттрий, то необходимость в очистке отпадает, поскольку нагара практически не образуется.

Зазор свечи

Следующий фактор, на который необходимо обращать внимание, — это размер зазора между центральным и боковым(и) электродами.

Зазор на свечах разных типов

Вкратце рассмотрим факторы, на что это влияет:

  • Большой зазор вызывает искру большого размера. В свою очередь, большая искра, во-первых, с большей долей вероятности поджигает топливовоздушную смесь, а во-вторых, а также повышает равномерность работы двигателя.
  • Очень большой воздушный зазор тяжелее пробить искрой. Кроме этого, при наличии загрязнений электрический разряд может найти для себя другой путь — через изолятор или высоковольтные провода. Это может привести к аварийной ситуации.
  • Форма центрального электрода напрямую влияет на напряженность электрического поля в свече. Чем тоньше их кончики, тем больше значение напряженности. У упомянутых платиновых и иридиевых свечей электроды сами по себе тонкие, поэтому они обеспечивают качественную искру.

Стоит добавить, что расстояние между электродами имеет переменное значение. Во-первых, в процессе эксплуатации свечи электроды естественным образом выгорают, поэтому нужно либо регулировать расстояние, либо покупать новые свечки. Во-вторых, если вы установили на вашу машину ГБО (газобаллонное оборудование), то нужно также установить требуемый зазор между электродами для качественного сжигания этого вида топлива.

Калильное число

Российская промышленность выпускает свечи со следующими калильными числами — 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. В других странах существуют свои стандарты, однако единого унифицированного правила классификации свечей в мире не существует. В среднем же, свечи принято условно делить на:

  • «горячие» (имеющие калильное число 11. 14);
  • «средние» (аналогично, 17. 19);
  • «холодные» (аналогично, от 20 и более);
  • «универсальные» (их калильное число находится в диапазоне от 11 до 20).

В общих чертах стоит отметить, что «горячие» свечи предназначены для использования в низкофорсированных двигателях. У таких агрегатов процесс самоочищения происходит при относительно низких температурах. И наоборот, «холодные» свечи применяются в высокофорсированных двигателях, то есть там, где температура достигается при максимальной мощности движка.

Важно выбирать свечи с калильным числом, которое указано в мануале к вашему автомобилю. Если вы выберете свечку с числом, которое больше, чем указанное в документе (то есть, установите более “холодную” свечу), то, во-первых, машина потеряет в мощности, поскольку не все топливо будет сгорать, а во-вторых, на электродах скоро появится нагар, поскольку температуры будет недостаточно для того, чтобы выполнялась функция самоочищения. И напротив, если установить более “горячую” свечу, то аналогично машина потеряет в мощности, однако искра будет очень мощной, и свеча будет как бы выжигать саму себя. Поэтому всегда следуйте рекомендациям производителя, и покупайте свечу с соответствующим калильным числом!

Размеры свечей

По размерам свечки делятся по нескольким параметрам. В частности, длине резьбы, диаметру, типу резьбы, размером головки под ключ. Для краткости рассмотрим лишь два первых параметра. Так, по длине резьбы свечи делятся на три основных класса:

  • короткие — 12 мм;
  • длинные — 19 мм;
  • удлиненные — 25 мм.

Если двигатель малогабаритный и маломощный, то на него могут устанавливаться свечи с длиной резьбы до 12 мм. Что касается длины резьбы, то в автомобильной технике самым распространенным соответствующим значением является 14 мм.

Теперь, когда выяснили по каким техническим параметрам необходимо выбирать свечи, перейдем непосредственно к описанию конкретных производителей и марок. Так автовладельцам будет легче ориентироваться в огромном ассортименте, предлагаемом автомагазинами в настоящее время.

Какие свечи лучше

Нюансы выбора свечей

Кратко разберем информацию о том, свечи какого типа подходят для инжекторного, карбюраторного двигателя, а также для машины с ГБО. Начнем с самого простого типа — карбюраторного. Обычно на них ставят недорогие свечки, электроды которых выполнены из никеля или меди. Это обусловлено их невысокой ценой и невысокими же требованиями, которые предъявляются к свечам. Как правило, ресурс таких изделий составляет около 30 тысяч километров пробега.

Что касается инжекторных двигателей, то здесь уже действуют другие требования. В данном случае можно устанавливать как недорогие свечи из никеля, так и более продуктивные платиновые или иридиевые аналоги. Они хоть и будут стоить дороже, однако имеют больший ресурс, а также эффективность работы. Поэтому менять свечи вы будете гораздо реже, а топливо будет сгорать в более полном объеме. Это положительно скажется на мощности двигателя, его динамических характеристиках, снижении расхода топлива. Также помните, что платиновые и иридиевые свечи не нужно чистить, у них есть функция самоочищения. Ресурс платиновых свечей составляет 50. 60 тысяч, а иридиевых — 60. 100 тысяч километров пробега. Учитывая тот факт, что в последнее время конкуренция между производителями возрастает, цена платиновых и иридиевых свечей постоянно снижается. Поэтому рекомендуем вам пользоваться указанными изделиями.

Что касается машин с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО), то на них должны устанавливаться свечи с небольшими конструктивными особенностями. В частности, в связи с тем, что топливовоздушная смесь, образованная газом, менее насыщенная, то нужна более мощная искра для ее воспламенения. Соответственно, в такие двигатели необходимо устанавливать свечи с уменьшенным зазором между электродами. Существуют специальные модели для газовых установок. Однако, если свечу можно отрегулировать своими руками, то это можно сделать и с обычной “бензиновой” свечой, уменьшив упомянутый зазор приблизительно на 0,1 мм. После этого ее можно устанавливать в двигатель, работающих на газу.

Какие лучше купить свечи зажигания (обзор производителей)

Представляем для вас свечи зажигания, популярные среди отечественных автолюбителей в период зимы 2017/2018 годов. Наиболее распространенными в нашей стране являются изделия производителей BOSCH, Nippon Denso, NGK, Brisk. О каждой торговой марке и их изделиях мы расскажем более подробно.

BOSCH

Компания BOSCH выпускает самые разные технические изделия и запасные части, среди которых есть и свечи зажигания. Они используются в различных автомобилях — Ford, Mitsubishi, Toyota, Peugeot, Audi, Fiat и другие. Существует четыре популярные серии от этой торговой марки:

  • BOSCH Super. Отличительной особенностью таких свечей является то, что их центральный электрод выполняется из меди, а покрывается сплавом из хрома и никеля. Он защищает поверхность от коррозии, делает ее устойчивой к высокой температуре, а также повышает срок эксплуатации.
  • BOSCH Super Plus. Здесь центральный электрод выполнен из легированной стали, имеющей покрытие из никеля. Такая комбинация также защищает свечу от коррозии, повышает эксплуатационные характеристики и продлевает срок ее эксплуатации.
  • BOSCH Super Plus 4. Отличительной особенностью данной линейки является наличие четырех боковых электродов, имеющих покрытие из серебра. Это не только позволяет увеличить эксплуатационные характеристики, но и увеличить мощность искры на 60%.
  • BOSCH Platinum. Центральный электрод такой свечи выполнен из платины. Поэтому ее ресурс значительно выше традиционных — от 60 тысяч километров и более (в зависимости от дополнительных факторов). Также свечи устойчиво работают в условиях даже очень низких морозов.

Представляем информацию о популярных свечах упомянутой торговой марки. Для наглядности она сведена в таблицу.

Название свечи Цена / 1 шт., руб. Пробег, на который она рассчитана Технические параметры
BOSCH BOM 06H905611 R1 DC 700 рублей 100 тыс км Количество боковых электродов — 1 шт, расстояние между электродами — 0,7 мм.
BOSCH SUPER4 WR78X R6 208 650 рублей 60 тыс км Количество боковых электродов — 4 шт, расстояние между электродами — 0,95 мм.
BOSCH SUPER PLUS FR8DPP33 390 рублей 50 тыс км Количество боковых электродов — 1 шт, расстояние между электродами — 1,1 мм.
BOSCH WR7DP 320 рублей 50 тыс км Количество боковых электродов — 1 шт. Расстояние между электродами — 0,8 мм.
BOSCH FR7LDC+ 170 рублей 45. 60 тыс км Количество боковых электродов — 2 шт. Расстояние между электродами — 0,9 мм.

NGK Spark Plug Co

Компания NGK Spark Plug Co., Ltd. — это один из мировых лидеров по производству свечей зажигания, свечей накала, лямбда-зондов и другой аналогичной продукции. Расположена на территории Японии. Свечи этой компании устанавливаются на автомобили марок Volvo, Audi, Ferrari, BMW, Volkswagen, Fiat, Honda, General Motors, Mazda и других. Отличительной особенностью свечей торговой марки NGK является качественная керамика изолятора.

Самая популярная линейка этой компании для европейских стран является V-Line. В настоящее время сюда входит 45 типов свечей, в том числе платиновых и двойных платиновых. Отличительной особенностью свечек является наличие V-образного выреза центрального электрода, 22 из упомянутых типов имеют его. Такой вырез оптимизирует сгорание топлива. Перечислим наиболее популярные свечи, принадлежащие к линейке V-Line.

Читайте также  Подключение зарядного устройства к аккумулятору автомобиля

Как выбрать свечи зажигания

Статья о свечах зажигания для двигателя автомобиля — разновидности, критерии выбора. В конце статьи — интересное видео о том, как чистить свечи от нагара. Статья о свечах зажигания для двигателя автомобиля — разновидности, критерии выбора. В конце статьи — интересное видео о том, как чистить свечи от нагара.

Работа двигателя во многом зависит от свечей зажигания, а рабочие характеристики последних — от компании-производителя и технологии изготовления. Рейтинг свечей зажигания чаще всего возглавляют признанные лидеры рынка вроде Bosch, Denso, Beru и некоторых других. Эти компании поставляют свою продукцию автоконцернам, поэтому строго следят за качеством и соблюдением технологий.

Свечи зажигания — разновидности и особенности

Основное значение при выборе имеет материал из которого изготавливаются электроды, а также их число.

По количеству искрообразователей свечи зажигания делятся на двух- и многоэлектродные (плюс плазменно-форкамерные, являющиеся новинкой на рынке).

Двухэлектродные

Имеют основной (центральный) и боковой электроды. Свечи этого типа представляют собой классическую разновидность. При запуске между электродами формируется искра, которая зажигает топливную смесь.

Многоэлектродные

Кроме центрального имеют два и более боковых искрообразователя. Принцип действия тот же, но конструкция позволяет стабилизировать образование искры и работу двигательной системы.

Плазменно-форкамерные

Такие свечи оявились на рынке автозапчастей примерно в 2000 году и до сих пор провоцируют дискуссии. Ни специалисты, ни рядовые автомобилисты так и не пришли к единому мнению о том, что собой представляет эта новинка — то ли очередной шаг к повышению эффективности, то ли бесполезную попытку усовершенствования.

Форкамерные свечи отличаются от традиционных тем, что роль бокового электрода выполняет корпус изделия, оснащенный специальной термоустойчивой насадкой. Именно с ее помощью и происходит образование искры.

Но несмотря на подобное усовершенствование, лучшие свечи зажигания, по рейтингам и отзывам потребителей, все же традиционные электродные.

Классификация по материалу изготовления электрода

Медные/никелевые

Основные характеристики свечей зажигания— качество и бюджетность. Конечно, по рабочим параметрам изделиям далеко до тех, о которых речь пойдет ниже, но для своего ценового сегмента они имеют достойные показания. В среднем, медноэлектродной свечи зажигания хватает на 20 — 30 тысяч километров пробега, после чего требуется замена.

Платиновые (иногда изготавливаются из других драгоценных металлов)

Электроды изделий имеют платиновое напыление, за счет чего увеличивается их эксплуатационный срок и улучшаются качества. Такая свеча рассчитана на пробег 50 тыс. км.

Иридиевые

Ресурс составляет до 100 тыс. км, а качественные показатели в разы лучше, чем у предыдущих вариантов. Но и стоимость у продукта соответственная.

Рейтинг лучших свечей зажигания

Лидеры рынка определились уже давно. Результаты испытаний, голосований потребителей мнения экспертов иногда разнятся, но верхние позиции рейтингов почти всегда занимают одни и те же бренды.

1. Bosch

Продукцию компании можно охарактеризовать двумя словами — немецкое качество. Не даром бренд уверенно лидирует во всех топовых подборках свечей зажигания. Продукцией Bosch комплектуются такие автомобили, как Fiat, Audi, Toyota, Mitsubishi и прочие. Выбор фирма предоставляет немалый, но некоторые модели пользуются особой популярностью.

Какие свечи зажигания лучше и в чем их особенности?

Модель Bosch WR7DP

Количество электродов: 2.
Материал покрытия: платина.
Плюсы:

    стабильное функционирование даже при низком заряде аккумулятора;

высокий показатель экологичности,

длительный срок службы (около 60 тыс. км пробега);

хорошие показатели при работе с ГБО;

  • универсальность (модель совместима с большинством автомобилей, в том числе и отечественного производства).
    • высокая стоимость.

    Модель Bosch FR7DC+

    Количество электродов: более 2-х.
    Материал покрытия: иттрий.
    Плюсы:

      ресурс выше, чем у других бюджетных вариантов;

  • повышенная устойчивость к искровым повреждениям.
    • чувствительность к топливу низкого качества.

    2. Denso

    Еще один несомненный лидер рынка, делающий упор на новейшие технологии.

    Модель Denso PK20PR—P8

    Количество электродов: 2.
    Материал покрытия: платина.
    Плюсы:

      невысокая стоимость в сравнении с другими платиновыми изделиями;

    длительный срок службы;

    универсальность (свечи подходят для большинства автомобилей, в том числе и к моделям, которые были сняты с производства);

    на высоких оборотах происходит эффективный процесс самоочищения;

  • элементы конструкции обладают высокими качественными характеристиками.
    • интенсивное покрытие нагаром при работе на холостом ходу;

  • не лучший вариант для установки на автомобиль с ГБО.
  • Модель Denso K20TXR

    Количество электродов: более 2-х.
    Материал покрытия: никель.
    Плюсы:

    устойчивость к искровым повреждениям;

    идеальное соотношение цены и качества;

  • повышенная устойчивость к окислению.
    • не лучший вариант для установки на автомобиль, работающий на газу.

    3. NGK

    Объем продаж на мировом рынке превышает показатель в 450 миллионов и продолжает расти. Компания поставляет свою продукцию таким автозаводам, как Ferrari, Volvo, BMW, Volkswagen и т.д.

    Модель NGK BKR6EIX

    Количество электродов: 2.
    Материал покрытия: иридий.
    Плюсы:

      длительный срок службы (до 50 тыс. км пробега и более);

    стабильная работа даже при низком заряде аккумулятора;

  • повышенная устойчивость изолятора центрального электрода к повреждениям.
  • повышенная чувствительность к качеству топлива.
  • Модель NGK BUR6ET

    Количество электродов: более 2-х.
    Материал покрытия: никель.
    Плюсы:

      устойчивость к поражению коррозиями;

    стабильное функционирование как при высоких, так и при низких оборотах;

    неплохой процент увеличения мощности по сравнению с аналогами;

  • устойчивость к воздействию горючего низкого качества.
    • низкий показатель экологичности.

    На вопрос «Какие свечи зажигания лучше для двигателя?» можно с уверенностью ответить, что NGK. Их особенность заключается в никелевом напылении и приемлемой цене с учетом качества. Никель обладает отличными защитными свойствами, поэтому элементы свечей минимально подвержены различным коррозиям и повреждениям.

    4. Brisk

    Бренд имеет несколько узкоспециальных линеек. Например, линейка Classic разработана для совмещения с карбюраторными двигателями, а Silver идеально сочетается с автомобилями, работающими на газу.

    Модель Brisk Premium LOR15LGS

    Количество электродов: 5.
    Плюсы:

      длительный срок службы (от 50 тысяч км пробега);

    стабильное функционирование в любых условиях благодаря четырем боковым электродам;

    высокий показатель мощности;

  • устойчивость к воздействию топлива низкого качества.
    • высокая стоимость (это одна из самых дорогих свечей зажигания).

    5. Champion

    Комплектует такие марки автомобилей, как Suzuki, Jaguar, Alfa Romeo.

    Модель Champion RN9YCC4

    Количество электродов: 2.
    Электроды имеют медный сердечник.
    Плюсы:

      более стабильная работа в сравнении с аналогами;

    хороший показатель экономичности при работе на высоких оборотах,

  • высокий уровень экологичности.
  • нестабильное функционирование при низких оборотах;

  • совместимость с ограниченным числом автомобилей.
  • 6. Beru

    Продукция компании отличается качеством и хорошими эксплуатационными характеристиками, хотя в некоторых пунктах и проигрывает «мэтрам».

    Модель Beru Ultra—X79

    Количество электродов: 4.
    Плюсы:

      оптимальное соотношение цены и качества;

    высокий уровень экологичности;

    стабильная работа в автомобилях как на бензиновом топливе, так и на газу;

    высокий показатель экологичности;

  • устойчивая искра даже при сильном нагаре.
    • невысокий процент прибавки мощности при открытой заслонке дросселя.

    Какие свечи зажигания лучше поставить для двигателя на газу

    Особенность газа в том, что температура его сгорания несколько выше. Это провоцирует интенсивное образование нагара и появление окисей на электродах. Поэтому для автомобилей на газу рекомендуется устанавливать изделия с платиновыми или иридиевыми искрообразователями.

    При использовании на машинах с ГБО хорошие результаты показали:

      Denso Iridium IW20;

    NGK LPG Laser LineN2;

  • Bosch Platinum WR7DP.
  • Заключение

    Самое важное, выбирая свечи зажигания для двигателя — не приобрести подделку. Кустарные предприятия выбрасывают на рынок огромное количество контрафакта самого низкого качества. Поэтому, покупая свечи, следует обращать внимание на репутацию торговой точки, а также проверять деталь и упаковку на принадлежность к оригиналу.

    Видео о том, как чистить свечи зажигания от нагара:

    Как выбрать свечи зажигания для авто

    Свеча зажигания – устройство, предназначенное для воспламенения топливовоздушной смеси сильным электрическим разрядом (искрой) в бензиновых двигателях. Этот разряд возникает между центральным и боковым электродом.

    Свеча накаливания – в отличие от предыдущего устройства, не вырабатывает искру, а прогревает и сушит камеру сгорания, что упрощает холодный пуск дизельного двигателя.

    Важно: свечи накаливания заменяется гораздо реже, чем свечи зажигания. Такие запчасти ищут по номеру или коду под конкретный мотор.

    • Одноэлектродная свеча зажигания
    • Многоэлектродная свеча зажигания

    Количество боковых электродов

    Одноэлектродная – снабжена одним центральным и одним боковым электродом. Такие свечи дешево стоят и хорошо подходят к старым двигателям. В то же время одноэлектродные модели имеют ряд минусов, среди которых – нестабильность работы и короткий срок службы. Эти свечи не позволяют раскрыть весь потенциал мотора по мощности.

    Многоэлектродная – оснащена одним центральным и несколькими (2-4) боковыми электродами. Подобные свечи характеризуются стабильностью срабатывания и долговечностью. Кроме того, многоэлектродные модели понижают токсичность выхлопа, сокращают расход топлива и полностью раскрывают мощностной потенциал двигателя. Единственный недостаток – более высокая цена по сравнению с одноэлектродными свечами.

    Важно: многоэлектродные свечи подходят не ко всем моторам. Поэтому не стоит их использовать в двигателях, где предусмотрены одноэлектродные свечи.

    Материал ЦЭ

    В недорогих свечах центральный электрод (ЦЭ) изготавливается из цинка, меди, никеля или железа. Такие свечи обладают хорошими характеристиками по электропроводимости и отводу тепла.

    Эти модели имеют и недостатки, например, никелевые свечи «заливает» в холодное время года, что усложняет пуск двигателя. Причина – большая толщина никелевого центрального электрода, на который легко подвешивается капля горючего.

    Встречаются и более дорогие свечи, в которых центральный электрод выполнен из благородных металлов – серебра, иридия, платины. Эти материалы позволяют изготовить сверхтонкие электроды, которые исключают «заливание» свечи и дают высокую мощность искры.

    В итоге увеличивается мощность двигателя и облегчается его запуск в холодное время года, уменьшается расход топлива, снижается количество токсичных выхлопов и происходит самоочистка свечи.

    Срок эксплуатации свечей с центральным электродом из дорогих металлов возрастает в несколько раз по сравнению с аналогами из обычных металлов. Никелевые свечи подлежат замене через каждые 25 000-30 000 км, иридиевые – 50 000 км, а платиновые – до 100 000 км. Правда, это же относится и к цене.

    От размера свечи зависит ее совместимость с двигателем. Слишком маленькую свечу невозможно установить в соответствующее гнездо мотора, у слишком большой свечи электроды выступают из гнезда. В первом случае электроды окажутся далеко от камеры сгорания, во втором – они попадут под удар поршня, что повлечет выход из строя мотора.

    Читайте также  Кто выдает ПТС на новый автомобиль?

    Размер под ключ – чаще всего встречаются свечи, рассчитанные под ключ 16 мм и 21 мм. Размер под 21 мм называется «евро», он зачастую используется в моторах с двумя распределительными валами.

    Длина резьбы свечи – в большинстве случаев составляет 19 мм. Значительно реже используются варианты длиной 12.7 мм или 25 мм, которые предназначены для моторов с необычной конструкцией головки блока.

    По этому параметру свечи подразделяются:

    • короткие – 12 мм (для многих машин, изготовленных в странах СНГ, мотоциклов);
    • средние – 19-20 мм (для большинства иномарок и некоторых авто производства стран СНГ);
    • длинные – 25 мм (для машин с форсированными моторами).

    Диаметр резьбы свечи – обычно равняется 14 мм. Иногда встречаются свечи с диаметром 10-12 мм.

    Важно: практика показывает, что современные свечи из-за меньших размеров (резьбы и под ключ) требуют особой аккуратности при замене.

    Калильное число

    Этот параметр указывает на давление в цилиндре мотора, при котором происходит калильное зажигание, то есть самопроизвольное воспламенение топливовоздушной смеси не от искры, а от раскаленной свечи. Калильное зажигание отрицательно влияет на двигатель: уменьшает его мощность и создает нагрузку, на которую не рассчитана поршневая группа.

    Калильное число определяет тепловой режим работы свечи. Чем выше это число, тем в более сложных температурных условиях она способна работать. Чем ниже это число, тем меньше времени уйдет на прогревание самой свечи и двигателя.

    Диапазон рабочих температур свечи составляет 400-850 °С. При выходе за пределы этих параметров невозможна самоочистка свечи (до 400 °С) и появляется калильное зажигание (свыше 850-900 °С).

    Свечи подразделяются на «горячие» (11-14), «средние» (17-19) и «холодные» (от 20 и выше). «Холодные» свечи нагреваются медленно, но быстро рассеивают тепло, у «горячих» все наоборот. У «средних» свечей эти параметры сбалансированы. Оптимальным калильным числом считается 17, а также соседние параметры 14 и 20. Помимо этих чисел встречаются модели со значениями 8; 11; 23; 24.

    «Горячие» – применяются в обычных двигателях, которые не подвергаются высоким температурным нагрузкам. Самоочищаются «горячие» свечи при сравнительно низком температурном режиме. Такие свечи подойдут для автомобилей, рассчитанных на спокойную езду.

    «Холодные» – используются в форсированных моторах с высокими нагрузками и перепадами температуры. Самоочищаются «холодные» свечи при высоких температурах: в обычных двигателях они быстро поломаются, так как температурный режим не даст возможности самостоятельно очиститься. Подобные свечи предназначены для спортивных моделей и авто класса «премиум».

    Иногда производители свечей рекомендуют пользоваться двумя комплектами свечей – зимним («горячие») и летним («холодные»). Однако, есть мнение, что это скорей маркетинговый ход.

    Для малых скоростей и коротких расстояний лучше подойдут «горячие» свечи, для высоких скоростей и длинных дистанций – «холодные» свечи. Стоит знать, что при выборе свечи учитываются и габариты мотора: чем они выше, тем «холоднее» свеча.

    Важно: обратите внимание на обозначение калильного числа, поскольку у зарубежных производителей нет общей шкалы. Одни изготовители пользуются маркировкой от 1 до 10-12. Другие производители записывают калильное число с помощью перевернутого числового ряда: от 22 до 0. Встречаются и изделия с маркировкой в секундах, по истечении которых происходит калильное зажигание.

    Кроме того, у некоторых изготовителей калильное число «спрятано» в середине шифра: NGK BKR8E-11, где 8 – искомое число, а 11 означает люфт между электродами, составляющий 1.1 мм.

    Неправильный выбор свечи по калильному числу обернется постоянной работой мотора на грани перегрева, что приведет к его выходу из строя.

    Искровой промежуток

    Этот параметр означает расстояние (зазор) между центральным и боковым электродом. В разных моделях зазор колеблется от 0.5 мм до 2.00 мм. Искровой промежуток должен соответствовать требованиям конкретного двигателя:

    • для карбюраторных моторов – 0.7-0.85 мм;
    • для инжекторных моторов – 1.00-1.13 мм.

    Чем больше искровой промежуток, тем лучше воспламеняется топливовоздушная смесь. Это достоинство оборачивается несколькими недостатками: увеличением расхода горючего и токсичных выхлопов, частым пропуском зажигания. Чем меньше искровой промежуток, тем хуже воспламенение топлива и больше вероятность «заливания» свечи.

    Для измерения искрового промежутка воспользуйтесь специальным цилиндрическим щупом.

    Важно: регулировка искрового промежутка производится путем подгибания центрального электрода, но без соответствующих навыков делать этого не стоит. Возможные последствия неправильно подобранного или отрегулированного зазора: повышение расхода горючего и поломка мотора.

    Маркировка

    В маркировке свечи указываются ее характеристики. Например, BCPR6ES-11, где:

    • B – диаметр резьбы;
    • C – размер свечного ключа;
    • P – выступающий изолятор;
    • R – резистор;
    • 6 – калильное число;
    • E – длина резьбы;
    • S – стандарт;
    • 11 – параметр зазора (1.1 мм).

    Из-за отсутствия единой системы маркировки, возникает проблема определения соответствия свечей разных изготовителей. В этом случае стоит обратиться к таблицам взаимозаменяемости или специальным каталогам.

    Важно: замените свечи зажигания, если обнаружите:

    • затрудненный пуск двигателя;
    • увеличенный расход горючего;
    • увеличенное содержание угарного газа в выхлопе;
    • пониженную динамику машины;
    • подергивание мотора, особенно на холостых оборотах.

    Признаки износа свечи, которые выявляются при визуальном осмотре:

    • увеличение искрового промежутка;
    • наличие микротрещин («сетки»);
    • образование «юбки» коричневого цвета.

    Присмотритесь к нагару свечи на конусе изолятора: влажный черный указывает на повышенный уровень масла, сухой черный – на недостаточную нагрузку на мотор, сухой белый – на раннее зажигание. Естественный нагар при нормальной работе мотора – от светло-серого до светло-коричневого.

    Лучшие свечи зажигания для автомобиля — как выбирать и когда менять

    Современный авторынок представлен широким ассортиментом этих деталей. Сделать выбор просто: находите в эксплуатационном руководстве авто рекомендуемую маркировку запчасти. Ситуация усложняется, когда инструкция дает несколько ориентиров. Производители совершенствуют свою продукцию, предлагая детали с улучшенными характеристиками. В итоге выбор сделать непросто. Разберемся в нюансах.

    Своевременный запуск двигателя при различных климатических условиях зависит от параметров рассматриваемого элемента.

    Мотор активируется при воспламенении топливно-воздушной смеси, которое происходит благодаря возникновению искры от разряда между электродами.

    Срок годности запчастей напрямую зависит от манеры вождения владельца машины и условий, в которых она используется. Также весомое значение имеет естественный износ деталей.

    Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

    ТОП-7 лучших свечей зажигания

    Сегодня наилучшим вариантом считаются элементы с двумя электродами. Именно эти модели мы учитывали при анализе, основываясь на мнении опытных автовладельцев и профессионалов. Также при составлении списка учитывались используемые материалы, цена/качество, эксплуатационные свойства.

    Сразу подчеркнем, что определять “победителя” мы не стремимся. Изучайте форумы.

    Какие свечи зажигания выбрать — Bosch FR7S130 1.1 PLATINUM или WR7DP

    В первой модели использованы никелевые электроды, а сам элемент покрыт платиной. Конструкция позволяет получить мощную и стойкую искру при разных режимах работы движка (даже при перегрузках). Хорошо защищена от ржавчины, обладает надежным рабочим ресурсом, КПД выше (по сравнению с “классической”), хорошей воспламеняемостью благодаря тонкому электроду, обеспечивается тихая работа мотора. К недостаткам уместно отнести стоимость и большой риск покупки контрафакта.

    У другого изделия центральный электрод вмонтирован в керамический изолятор вровень с тонким сердечником. Такая инновационная конструкция позволяет получить стабильную искру с пониженным давлением сети. Продолжительный срок службы (до 60 тыс. км пробега) обеспечен платиновым покрытием при условии использования качественного горючего. К минусам отнесем повышенный топливный расход (в сравнении с обычными элементами) и стоимость.

    Как выбрать свечи зажигания для автомобиля — NGK BKR6EIX или BPR6ES

    Эти запчасти покрыты иридием, что улучшает их технические характеристики. Межэлектродный зазор составляет 0,08 см, что хорошо для нового мотора. С такими свечами двигатель возможно завести с почти разряженной батареей. Прослужить могут до 50 тыс. км при отсутствии отягчающих факторов. Этот показатель можно увеличить на дополнительные 15 тыс. км, если заливать высокооктановый бензин. Экономию топлива здесь ждать не приходится, но служат такие детали долго. Перечислим преимущества:

    высокая сопротивляемость коррозии;

    наличие во многих точках продаж;

    иридиевое электродное покрытие;

    К минусам с натяжкой можно отнести высокую стоимость, но это очень субъективный фактор с учетом указанных выше плюсов.

    У второй модели этого бренда электроды никелевые, а возможный срок службы — 30 тыс. км пробега. Это неплохая альтернатива первой модели для желающих сэкономить, но будьте осторожны — на авторынке часто встречаются китайские подделки плохого качества.

    Свечи зажигания какие лучше выбрать — Denso PK20PR-P или K20TXR

    В первой модели напыление на электродах — платина. Изделие конструктивно простое: установлен один электрод, но это не ухудшает его технических характеристик. Долговечность сравнима с иридиевыми аналогами, но прайс ниже. Плюсы:

    чуть дороже деталей без драгоценных металлов;

    универсальные (подходят даже для старых авто);

    резьба и уплотнительное кольцо;

    постоянное наличие в автомагазинах;

    Иногда штатный зазор не совпадает со спецификацией производителя. Также недостаток — образование налета на продолжительном холостом ходу. Плохо сочетается со сжиженным газом.

    Вторая модель оборудована несколькими боковыми электродами, что дает стойкую искру (несмотря на никелевое покрытие). Качественное изделие по доступной цене, широкие шлицы гайки, стойкость к образованию ржавчины и большая устойчивость для бюджетной детали — преимущества. Однако высокая прочность боковых зазоров затруднит регулировку зазора.

    Какие самые лучшие свечи зажигания — Brisk Premium LOR15LGS

    Нестандартные изделия с прекрасными рабочими качествами. Боковые электроды здесь “смотрят” вниз, а главный окружен искрами вдоль всей открытой части. Воспламенение возникает в начале цикла, что приводит к экономии топлива. Благодаря необычной конструкции, эти модели дают высокую плотность искры. Прекрасный вариант, который омрачается разве что высокой стоимостью.

    Какие фирмы свечей зажигания лучше? Мы предлагаем такое распределение мест в рейтинге, опираясь на мнения профессионалов и опытных автовладельцев:

    Bosch FR7S130 1.1 PLATINUM

    Brisk Premium LOR15LGS

    Чтобы понять, какие свечи зажигания подойдут авто, важно знать искровой промежуток, калильное число и резьбу (длина и диаметр) изделия. Не забывайте проверить заявленный производителем рабочий ресурс.

    С правильно подобранным изделием, корректно работающими топливной системой и двигателем деталь прослужит долго.

    Какие свечи зажигания лучше

    Чтобы детально разобраться в данном вопросе, рекомендуем найти: видеообзоры, тематические форумы и другие источники информации. Агрегатор Uremont.com предоставляет возможность напрямую спросить профессионалов партнерских автосервисов.

    Помимо этого, здесь для удобства автовладельцев представлены:

    интерактивная карта с адресами СТО-партнеров;

    оценки пользователей и рейтинг на их основе (в том числе отзывы);

    онлайн-бланк для оформления заявки и пр;

    каталог комплектующих с поиском по артикулу и модели ТС.

    с кратким описанием работ и желаемой датой ремонта. Потратите не более 3 минут

    от специализированных автосервисов по SMS или в личном кабинете

    наиболее подходящие по стоимости, отзывам, местоположению и другим параметрам

    а также все условия ремонта и можно смело ехать в автосервис

    Попробуйте наш сервис по подбору СТО

    Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут