Автомобиль Маз 200 и его модификации

МАЗ-200

  • Марка автомобиля: МАЗ
  • Страна производитель: СССР
  • Год выпуска: 1946
  • Тип кузова: Грузовик

История первого в истории Минского грузовика, начавшего историю одного из популярнейших производителей. Описание технических характеристик, внешнего вида и других особенностей седельного тягача. Практичность и универсальность базового шасси в родоначальнике – МАЗ-200. И, конечно, описание модификаций модели. Весь модельный ряд МАЗ.

  • История автомобиля
  • Технические характеристики
  • Двигатель и кабина
  • Тормозная система
  • Ходовая часть и рулевое управление
  • Усовершенствования и модификации
  • МАЗ-200 фото
  • Тест драйв МАЗ-200
  • Видео обзор

История автомобиля

Во времена послевоенного восстановления грузовики МАЗ играли немалую роль и были передовиками на производствах. Кроме того, Совет министров постановил продвижение развития отечественного автопрома. В итоге была спроектирована модель МАЗ-200 в 1945 году в Ярославле, и только после испытаний и проведения опытов грузовик отправился на конвейер в Республику Беларусь.

Семитонный грузовик стал, по тем временам, одним из мощнейших агрегатов серийного производства. К слову, сам Минский завод был построен также с целью расширения автомобильного производства. В течение следующих лет Ярославский и Минский заводы сотрудничали, выпуская аналогичную технику, отличавшуюся лишь небольшими деталями.

Примером тому служат ЯАЗ-205 и МАЗ-205. Также Ярославль и еще несколько городов поставляли комплектующие для машин. Впоследствии МАЗ стал не отставать от ЗИЛ и успешно вошел в производство, выполняя поставленные задачи. МАЗ-200 выпускали вплоть до 1965 года.

За двадцать лет было выпущено более 230 тысяч агрегатов, ставших частью различных предприятий. Малая часть смогла прослужить вплоть до восьмидесятых годов при должном уходе. Но ввиду прогресса и индустриального роста росла и конкуренция моделей. В связи с этим, в наше время первый из МАЗ является крайней редкостью даже в автомобильных коллекциях.

Технические характеристики

При производстве модели «200» начали вводить инновации в советский автопром. Таким образом, уже в сороковых годах начали устанавливаться синхронизаторы в КПП. Данный элемент, как уже известно, обеспечивал более плавное переключение между ступенями. Еще более редкий элемент появился на приборной панели – тахометр. В те времена этот датчик встречался крайне редко.

Двигатель и кабина

Изначально двигательный аппарат у МАЗ-200 был аналогичен одному из американских, но позже в Ярославле разработали собственную версию, ЯАЗ-204 (позже 200). После того, как разработчики убедились в стабильно высоких результатах машины, было принято решение модифицировать модель для военных нужд.

В процессе преобразования двигатель стал мощнее, теперь 120 лошадей, высокие борта грузового кузова, откидные скамейки и направляющие для тента. Функционал пополнила лебедка на корме автомобиля. Благодаря ей тягач мог вытягивать груз, достигающий в весе десяти тонн.

Но и базовую версию не перестали развивать. Уже через несколько лет была улучшена кабина. Так как процесс штамповки только развивался, изготовление кабины из дерева был довольно долгий и трудоемкий процесс. Впоследствии кабина изготавливалась из отдельных элементов, подобно тому, как это происходит сейчас.

Тормозная система

Пневматическая система, работающая при помощи ресивера и компрессора из моторного отсека. Часто случалось, что тормоза выходили из строя, в этом случае вероятность ДТП становилась почти 100 % (машина почти без управления). В связи с этим тормоза переработали.

Ручник удерживал маховик коленвала при помощи «башмаков». В народе часто именовался как «аварийный» и регулировался рычагом справа от руля. Все четыре колеса оборудовались барабанными тормозами с возможностью регулировки колодок.

Ходовая часть и рулевое управление

Тип рулевого механизма – червячно-секторный. Передаточное число – 21,5. Подвеска оборудована рессорами, дополненными амортизаторами (сзади), задняя часть была аналогична, только дополнена усиливающими дублерами.

Усовершенствования и модификации

Технологии стремительно развивались, и разработчики МАЗ-200 старались не отставать. Так, в течение всего производства появлялись различные дополнения и модификации. В последних версиях фары представляли комбинацию из габаритов и повторителей поворотника. Лобовое стекло стало цельным, а функцию открытия решили упразднить.

Проблемные тормоза были усовершенствованы, и стояночный механизм стал ленточным. Поменяли свое расположение аккумуляторы. Появился новый генератор типа Г-25Б и стартер СТ-26, работающий с большими оборотами. Всю электрику перепрофилировали под 24 вольта, вместо 12.

В 1962 году Ярославский машиностроительный завод разработал четырехтактную V-образную шестерку под маркировкой ЯМЗ-236. Лошадей было под капотом 165. Данный двигатель почти не стоял на МАЗ-200, так как была выпущена более новая модель МАЗ-500. Двухсотые модификации обрели дополнительные обозначения: база – МАЗ-200П, а тягач МАЗ-200М базовая бортовая модель стала называться МАЗ-200П, седельный тягач производился под именем МАЗ-200М.

Также появился МАЗ-200Р, имеющий гидравлическое управление опрокидыванием кузова, что делало из него самосвал. Любой тягач способен с полной загрузкой передвигаться по проселочной дороге со скоростью до 45 км/ч. Наиболее часто можно было встретить модификацию МАЗ-205, так как грузовики-самосвалы такого типа до сих пор остаются востребованными.

Учитывая популярность модели в годы производства, на шасси МАЗ-200 начали ставить и другие установки. Таким образом МАЗ-200Д стал автоцистерной; МАЗ-200-ТЗ – топливозаправщик; модель АЦ-525 также была на базе «двухсотки» и выполняла роль молоковоза; на базовом шасси была и ПМ-9 для поливочно-моечных целей; шасси грузовика стало основанием даже для автокранов К-51, К-52, К-53; контейнеровоз АПК-6.

Также была пожарная версия МАЗ-200. Модель имела лафетные водяные пушки и модульными лестницами которые выдвигались. Длина лестниц была, ни много, ни мало, 32 метра. Автомобиль был практичен, в основном, в пожаротушении, но в некоторых случаях применялся для строительных нужд.

Малыми сериями модели «200» выпускались с холодильными установками ЧАР-1-200, и в качестве лесовоза на той же базе производился МАЗ-501.

Из сего видно, что произведение Ярославского и Минского автозаводов породило автомобиль, который позволил усовершенствовать процесс работы во многих структурах страны. А проектные отделы до сих пор не останавливаются в разработке новейших модернизаций для выполнения все более сложных задач.

Размеры автомобиля

Длина 7620 мм
Ширина 2650 мм
Высота 2430 мм
Колесная база 4520 мм
Дорожный просвет 290 мм
Передняя колея 1950 мм
Задняя колея 1920 мм
Тара 6560 кг
Максимальное брутто 14500 кг

Можно заключить, что в свое время МАЗ-200 сыграл немалую роль в развитии советских республик. Сейчас же дети и правнуки этой модели продолжают трудиться в сотнях и тысячах предприятий на всем постсоветском пространстве и не только.

АвтоГурман

Редкие Авто на Продажу

1964 МАЗ-200

МАЗ-200 — советский грузовой автомобиль производства Минского автомобильного завода.

Опытные образцы созданы в 1944—1945 на Ярославском автомобильном заводе (ЯАЗ-200). С 1947 года на МАЗе, а 10 февраля 1951 года, после ввода второй очереди завода, начато серийное производство.

От оригинальной модели ЯАЗ-200 МАЗ-200 отличается решёткой радиатора (на ЯАЗе — с горизонтальными брусьями, на МАЗе — с вертикальными) и другой эмблемой («зубр» вместо «медведя»), причём ЯАЗовский медведь размещался на капоте, а МАЗовские зубры в виде выштамповок — на боковинах капота.

На самых ранних выставочных образцах МАЗ-200 эмблема в виде зубра также размещалась на капоте.

На МАЗ-200 были впервые в СССР применены синхронизаторы на всех передачах переднего хода, высшая ускоряющая передача, насос-форсунки, тахометр.

С целью упрощения и удешевления конструкции, а также из-за дефицита в стране тонкого катаного стального листа кабина автомобиля изготавливалась на деревянном каркасе с обшивкой деревянной планкой («вагонкой»), а поверх неё — листами из чёрной жести с окраской в защитный цвет (поставляемые на экспорт машины окрашивались в голубой цвет).

Всего на МАЗ было выпущено 230 000 автомобилей до 31 декабря 1965 года, когда завод полностью перешёл на производство модели МАЗ-500 и её модификаций.

Автомобили МАЗ-200 эксплуатировались практически во всех уголках СССР и в странах третьего мира.

Основное списание машин в СССР произошло в середине-конце 1970-х годов, однако отдельные автохозяйства эксплуатировали автомобиль, проводя не один капитальный ремонт МАЗ-200 и в 1980-х годах.

Интересные факты

  • Автомобиль МАЗ-200 играет ключевую роль в фильмах «Дело Румянцева» и «Большая руда». С помощью автокрана на шасси МАЗ-200 Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля» совершает очередной угон «Волги».
  • Отпускная цена на МАЗ-200 по прейскуранту начала 1960-х годов составляла 3460 руб., что соответствует розничной цене «Москвича-403» и значительно меньше, чем «Волги» ГАЗ-21 (5100 руб. в 1961). Поскольку автомобиль был грузовым, то в частные руки он, естественно, не продавался.
  • Двигатель ЯАЗ-204 имел свойство заводиться «не в ту сторону», а также «уходить вразнос».
  • Коробка передач МАЗ-200 впоследствии, с небольшими изменениями, применялась на бензиновом Урал-375.
  • Карданный вал МАЗ-200 устанавливался на трамвайные вагоны КТМ-2.
  • При пропадании давления в пневматической тормозной системе и неисправном стояночном тормозе автомобиль фактически терял все возможности остановиться и водители прибегали к небольшим столкновениям, чтобы остановить автомобиль. То же самое относится и к МАЗ-500,5335, ЗИЛ-150,164, КрАЗ-219, многим ЗИЛ-130. Моторного тормоза-замедлителя на послевоенном грузовике, разумеется, не было.
Читайте также  Для чего нужен датчик дождя в автомобиле?


1964 МАЗ-200 Грузовой 7 т. Пробег 50-80 тыс.км. Максимальная скорость 65 км/ч. Расход топлива 32 л/100 км. Двигатель (дизель) ЯАЗ М204-А. 4 цилиндра, двухтактный. 5-ти ступенчатая коробка. Шины 12,00-20. По паспорту седельный тягач. Седло утрачено. Изначально был бортовым (военным). В рабочем состоянии, на ходу. Почти все родное. Есть запчасти. Документы в порядке!

МАЗ-200: технические характеристики, цена, отзывы и фото

Советский грузовик МАЗ-200 (фото представлены на странице) является самым мощным автомобилем, созданным в послевоенное время. В 1945 году прошлого столетия на Ярославском автомобильном заводе были собраны опытные образцы легендарной машины. Там же прошли испытания. Затем всю документацию передали на Минский завод автомобилестроения. В 1951 году началось серийное производство семитонного грузовика МАЗ-200.

Предыстория

В августе 1945 года в Совете министров СССР было принято постановление «О развитии автомобильного транспорта». На основании этой директивы началось строительство Минского автозавода. По плану с конвейера должно было сходить по 15 000 самосвалов ежегодно, одновременно предполагалось наладить выпуск большегрузных прицепов.

В первую очередь в Минске построили экспериментальный цех, а также инженерный корпус. Отдел Главного конструктора был полностью укомплектован специалистами и уже мог выдавать производственную документацию. Отдел кадров работал с полной нагрузкой, шел набор квалифицированных рабочих, мотористов, механиков, маляров и водителей. В послевоенные годы ощущался недостаток специалистов, последствия войны давали о себе знать. Однако подрастающее поколение охотно шло на строящийся завод, молодежь осознавала важность развития автомобильного транспорта для восстановления народного хозяйства. Вопрос кадров, таким образом, был решен в короткие сроки.

Первые шаги

В январе 1947 года Ярославский завод прислал несколько опытных образцов бортового автомобиля ЯАЗ-200 и самосвала ЯАЗ-205, которые незамедлительно пошли в работу. И уже осенью 1947 года в минском экспериментальном цехе были собраны первые пять МАЗов. Новые машины участвовали в праздничной демонстрации 7 ноября, посвященной 30-летию Октябрьской революции. После праздника все пять автомобилей МАЗ-205 были переданы строителям Минского автозавода.

Конструкция ЯАЗ-205 и все технические характеристики полностью повторялись в модели МАЗ-205, различие было только в дизайне решетки радиатора. У ярославского аналога она располагалась горизонтально, а у минского автомобиля — вертикально. Символом минского производства стал беловежский зубр, красивое мощное животное. Он украсил боковые панели моторного отсека. Эмблема представляла собой миниатюрный хромированный барельеф и устанавливалась на все автомобили серийного выпуска. Выставочные и подарочные экземпляры украшались статуэткой беловежского зубра, которую устанавливали на капоте машины по центру.

Начало серийного выпуска

В 1948 году на Минском автомобильном заводе было выпущено 206 машин. В цехах проводилась сборка, также изготавливались деревянные кабины. Все комплектующие, агрегаты и узлы завозились из Ярославля и других регионов. После сдачи в эксплуатацию первой очереди предприятия Минский завод заработал в полную силу. В 1949 году было выпущено 500 самосвалов.

Вся страна следила за развитием автомобильного производства в Минске. За освоение выпуска новых тяжелых грузовиков, самосвалов и прицепов специалисты Ярославского и Минского автозаводов были награждены Сталинской премией. В числе лауреатов оказались мазовцы: главный технолог М. Ю. Кони, главный конструктор Г. М. Кокин и главный инженер Б. В. Обухов. Директор Минского автомобильного завода Г. Б. Мартиросов и группа сотрудников получили правительственные награды, медали и ордена.

Производство

Автомобиль занял свое место в ряду советских грузовых транспортных средств наряду с ЗИЛами и стал успешно выполнять задачи по перевозке грузов в возрождающемся народном хозяйстве страны. Машина эксплуатировалась практически на всей территории СССР, ее производство продолжалось до 1965 года, всего было выпущено 230 000 автомобилей. Отдельные экземпляры работали и в восьмидесятых годах, благодаря хорошей ремонтной базе. В настоящее время грузовики МАЗ-200 отошли в прошлое, несколько сохранившихся автомобилей являются раритетами. Отдельные экземпляры — гордость коллекционеров.

МАЗ-200, технические характеристики

  • годы выпуска — 1951-1965;
  • производитель — Минский автомобильный завод;
  • класс — грузовой;
  • компоновка — заднеприводная, переднемоторная;
  • колесная формула — 4 х 2.
  • марка — ЯАЗ 204А;
  • расположение – продольное;
  • тип – дизельный;
  • система питания – форсунки высокого давления;
  • рабочий объем цилиндров — 4 654 куб/см;
  • мощность — 110 л. с. при 1300 оборотах в минуту;
  • крутящий момент – 460 Нм, при 1200-1400 оборотах в минуту;
  • число цилиндров — 4;
  • порядок работы 1 — 3 — 4 — 2;
  • степень сжатия — 16;
  • диаметр цилиндра — 108 мм;
  • ход поршня — 127 мм;
  • конфигурация — рядный.
  • тип — 5-ступенчатая, механическая;
  • индекс — 204.
  • пятая передача — 0,78;
  • четвертая передача — 1,00;
  • третья передача — 1,79;
  • вторая передача — 3,40;
  • первая передача — 6,17;
  • задний ход — 6,69;
  • главная передача ведущих мостов — 8,21;

Сцепление – двухдисковое сухое.

  • снаряженная масса — 6560 кг;
  • полная масса – 23 060 кг;
  • дорожный просвет (клиренс) — 290 мм;
  • передняя колея — 1950 мм;
  • задняя колея — 1920 мм;
  • колесная база — 4520 мм;
  • длина — 7620 мм;
  • высота — 2430 мм;
  • ширина — 2650 мм.

Расход топлива — 35 литров на 100 километров.

Объем топливного бака — 225 литров.

Ходовая часть и рулевое управление

  • тип рулевого механизма – червячно-секторный;
  • передаточное число – 21,5;
  • подвеска передняя – продольные полуэллиптические рессоры с гидравлическими амортизаторами возвратно-поступательного действия;
  • подвеска задняя (для среднего и последнего моста) – продольные полуэллиптические рессоры с усиливающими дублерами и гидравлическими амортизаторами возвратно-поступательного действия.

Тормозная система

Пневматический привод на все колеса, атмосферный воздух из ресивера высокого давления, нагнетаемый компрессором, размещенным в моторном отсеке. Давление регулировалось клапаном, периодически стравливающим излишки воздуха. Тормозная система была далека от совершенства, нередко отказывала. Машина, на ходу потерявшая тормоза, становилась неуправляемой. По этой причине были проведены работы по усовершенствованию конструкции ручного тормоза. На последних автомобилях ручник состоял из двух «башмаков», сжимающих маховик коленчатого вала. При этом привод ручного тормоза был механическим и включался тягой от рычага справа от водителя. Назывался такой ручник аварийным. Тормоза на всех шести колесах были барабанными, с регулируемыми колодками.

Технологии производства

На автомобиле МАЗ-200 впервые в Советском Союзе были применены синхронизаторы коробки передач, обеспечивающие плавное переключение скоростей. На приборном щитке появился тахометр, который в то время был редкостью.

Первоначально МАЗ-200, двигатель которого был скопирован с американского аналога, выпускался по частичной лицензии. Затем был разработан отечественный мотор ЯАЗ-204 и автомобиль стал вполне самостоятельной производственной единицей, утвердившись в своем названии — МАЗ-200. Модель прошла ряд испытаний, по результатам которых было принято решение о создании армейской модификации. Предстояла многомесячная работа по переоборудованию.

В ходе военной разработки МАЗ-200, двигатель которого форсировали до 120 л. с., получил высокие борта, продольные откидные скамейки для перевозки личного состава, съемные дуги для тента и лебедку. Тяговые характеристики механизма лебедки позволяли вытягивать транспортные средства весом до 10 тонн.

Гражданский автомобиль МАЗ-200 также продолжал развиваться, в первую очередь была модернизирована кабина. На первом этапе производства кабина собиралась на деревянном каркасе с последующей обшивкой металлическими листами. Это был достаточно сложный технологический процесс, отнимающий массу времени. Ситуация несколько улучшилась, когда появились штамповочные методики. Отдельные части кабины изготавливались на прессформе и затем соединялись контактно-сварочным способом.

Седельный тягач

Для буксировки грузовых полуприцепов был создан автомобиль МАЗ-200В. Машина оснащалась дизельным двигателем мощностью 135 л. с., этого было достаточно для движения с прицепом по дорогам с ровным покрытием со скоростью 45 км/час.

Варианты использования

Самым распространенным автомобилем, выпускаемым на базе МАЗ-200, стал самосвал МАЗ-205. Дальнейшее применение базового шасси было достаточно разнообразным: под общим обозначением «МАЗ-200Д» были созданы автоцистерны, топливозаправщик МАЗ-200-ТЗ, молоковозы (АЦ-525), поливочно-моечные машины (ПМ9), подъемные краны (К-51, К-52, К-53), контейнеровозы (АПК-6). Особым спросом у хозяйственников пользовался МАЗ-200 пожарный. Это был универсальный автомобиль с несколькими функциями. Созданная на базе МАЗ-200 (фото представлено на странице), с лафетными водяными пушками и выдвижными лестницами длиной 32 метра, пожарная машина стала эффективным средством тушения возгораний. Иногда автомобиль использовался в строительстве.

На шасси МАЗ-200 также устанавливались рефрижераторные установки ЧАР-1-200, которые выпускал завод холодильного оборудования в Черкесске. Малыми сериями производился полноприводный лесовоз МАЗ-501. Грузовик МАЗ-200 был неисчерпаемым источником новых модификаций.

Усовершенствования

В ходе производства МАЗ-200 неоднократно подвергался модернизации. Указатели поворота совместили с подфарниками, лобовые стекла сделали монолитными, они уже не открывались, как раньше. Был разработан и установлен новый стояночный тормоз ленточной конструкции. Мощные аккумуляторные батареи типа 6-СТМ-128 разместили под пассажирскими сиденьями. Штатный генератор был заменен на новый Г-25Б, прежний стартер упразднили, заменив его на более мощный, высокооборотистый СТ-26. Стандартное электрооборудование в 12 вольт перевели на 24-вольтный формат.

Читайте также  Что такое mpi в автомобиле?

Новый двигатель автомобиля

В 1962 году машину оснастили новым четырехтактным шестицилиндровым двигателем ЯМЗ-236 повышенной экономичности. Мощность мотора составляла 165 л.с., его стали широко использовать в производстве семейства МАЗ-500 различных модификаций. Автомобили выпуска 1962 года с новым двигателем поменяли название: базовая бортовая модель стала называться МАЗ-200П, седельный тягач производился под именем МАЗ-200М. Еще один тягач того времени под названием МАЗ-200Р оснащался специальной гидросистемой для опрокидывания кузова полуприцепа-самосвала МАЗ-5232В.

Автомобиль модифицировался под нужды народного хозяйства СССР, в каждой экономической отрасли страны работали МАЗы, а если было необходимо, то создавалась новая машина, которая соответствовала вновь обозначенным задачам. Развитие промышленности требовало все новых автомобилей.

Грузовики в погонах. Антология военных МАЗов

Военные контракты — мечта любого производителя грузовиков. Это гарантированная оплата и, как правило, хорошая прибыль. Военные машины для Минского автозавода — не основная, но важная часть производственной гаммы. Вспоминаем историю белорусских военных грузовиков с момента основания предприятия до наших дней. Речь пойдет только об, условно говоря, «обычных» военных МАЗах. Многоосные шасси разработки СКБ-1 (ныне Минский завод колесных тягачей), которые в советское время выпускались под маркой МАЗ, остаются за рамками этого обзора.

Военные МАЗы первого поколения

Начнем с того, что сам по себе Минский автозавод появился на свет, если так вообще можно выразиться, «благодаря» войне. В оккупированной столице на базе бывшей советской танковой военной части немцы создали сначала ремонтные мастерские — для обслуживания и ремонта автомобилей и танков Вермахта. А затем уже на базе хорошо оснащенных мастерских стали строить автосборочный завод Mercedes-Benz. Завод предполагался основательный, потому инфраструктуру развивали серьезно, возводя новые цеха и производственные помещения. Часть оборудования успели завезти. К середине 1944 года завод был готов примерно наполовину.

Об этом не любят вспоминать ни в Mercedes-Benz (поскольку при строительстве использовался принудительный труд пленных и гражданского населения), ни на самом МАЗе. Однако это объективный факт. Именно достаточно мощная инфраструктура, созданная при немцах во время оккупации, и послужила фундаментом для принятого Сталиным решения о размещении и продолжении строительства автосборочного завода в Минске.

Первой продукцией Минского автосборочного завода после освобождения столицы стали собранные из американских машинокомплектов грузовики Studebaker и Mack. Первые автомобили марки МАЗ появились в 1947 году и представляли собой не что иное, как конструкции Ярославского автомобильного завода с некоторыми доработками.

У бортового грузовика МАЗ-200 была военная версия. Называлась она МАЗ-200Г. От гражданского варианта машина отличалась металлической платформой и наличием скамеек для перевозки личного состава.

Для военных нужд Минский автозавод выпускал и специальные шасси без кабины МАЗ-200Ш, которые затем отправлялись на Урал, в Свердловскую область, где на их основе строили а-ля автобусный кузов. В столь специфичных кузовах размещали оборудование для добычи из атмосферного воздуха кислорода и азота, которым заправляли технологические емкости военных самолетов. Так МАЗ-200 получил одну из своих военных аэродромных специальностей. А еще на этом шасси были топливозаправщики и специальные ремонтные мастерские.

Полноприводный внедорожный МАЗ-502 — это уже разработка минских конструкторов. Опытные образцы появились на свет в 1954 году, с 1957-го модель пошла в серию. Возили на них как личный состав, так и боеприпасы. Существовало на этом шасси и «специзделие» для транспортировки ядерных боеголовок баллистических ракет.

Грузовик МАЗ-502 в версии седельного тягача назывался МАЗ-502В и входил в состав нескольких зенитных ракетных комплексов. На фото ниже — МАЗ-502В, буксирующий транспортные полуприцепы с ракетами 5В11 комплекса «Даль». Но важно понимать, что это не пусковая установка, а транспортная машина.

Второе поколение

Следующей, как нынче говорят, «генерацией» минских грузовиков принято считать бескапотное семейство МАЗ-500. Такие машины тоже служили в армии. Полноприводный внедорожный «пятисотый» назывался МАЗ-505. Он был прямым наследником МАЗ-502, но в серию не пошел, хотя военные специалисты его испытывали.

Стандартные шасси семейства МАЗ-500 с колесной формулой 4×2 трудились в армии, но на тыловых должностях. На них устанавливали разнообразные ремонтные мастерские, а также строили топливные цистерны и авиационные топливозаправщики.

Грузовики поколения №3

В третьем поколении МАЗы с колесной формулой 4×2 также использовались только для нужд тылового обеспечения. Самыми массовыми были топливоцистерны.

Служили в армии такие МАЗы и в качестве самосвалов, автокранов и так далее. То есть размещение на них оружия даже не предполагалось.

К третьему поколению мазовской техники относится и самый знаменитый его военный представитель — МАЗ-6317 с колесной формулой 6×6. Путь его в армию был долог, но в итоге успешен. Самый первый опытный образец собрали еще в 1976 году, и назывался он тогда МАЗ-Э6310.

Затем один за одним строились опытные образцы, машины очень тщательно и долго испытывали. Закончена обширнейшая программа испытаний была только к 1991 году, тогда же грузовик приняли на вооружение еще Советской армии. Но в конце 1991 года СССР развалился, и реальных поставок в войска модель ждала еще пять лет. Естественно, это были войска уже независимой Беларуси, российская армия такие автомобили не закупала. Грузовик МАЗ-6317 выпускается и по сей день, получив массовое распространение в белорусской армии.

Служит МАЗ-6317 не только в качестве транспортной машины, но и для размещения армейских спецкузовов и оборудования. Например, этот фургон — пункт управления и наведения авиации. Его армейский шифр — «Спрут».

А это одна из новейших и сложных систем, которые несет на себе МАЗ-6317 белорусской армии, — аппаратная связи Р-414МБРП-А цифровой радиорелейной станции на мобильной и быстро развертываемой платформе комплекса связи Р-414МБРП «Сосна-2». Не пытайтесь запомнить полное название, просто поверьте, что это крутая техника. Принята на вооружение в 2018 году.

Существует у МАЗ-6317 и очень мирная версия — самосвал. Называется МАЗ-6517. У белорусских военных строителей такие есть.

Модель МАЗ-6317 примечательна еще и тем, что это первый минский грузовик, на который установили оружие. Реактивная система залпового огня «БелГрад» поступила на вооружение белорусской армии во второй половине 1990-х. По сути, это модернизированный советский «Град», который в Борисове ставят на шасси МАЗ. Больше 20 лет «БелГрад» был единственным МАЗом с оружием, но все изменилось в прошлом году.

Зенитный ракетный комплекс 9А33-2Б «Оса» тоже родом из Борисова. Именно там на шасси МАЗ установили глубоко модернизированную советскую «Осу» и там же, на предприятии «Пожснаб», сделали дополнительную кабину для операторов комплекса. Машина — новинка 2019 года.

В том же 2019 году уже в Минске силами предприятия «Волат-Авто» на МАЗ-6317 установили пусковую среднекалиберную реактивную систему залпового огня «Ураган». В таком виде машина называется БМ 9П140МБ РСЗО «Ураган-М». Двойная кабина — также работа «Пожснаба», а само изделие ориентировано на экспорт. О наличии таких моделей в белорусской армии неизвестно. По крайней мере, пока.

Еще один очень интересный военный автомобиль — «Защитник» на базе МАЗ-6317 — создали опять же в Борисове. Это первый броневик на шасси Минского автозавода. Пока только опытный образец, но с многообещающими экспортными перспективами.

У трехосного МАЗ-6317 есть и «младший брат» — двухосный МАЗ-5316, который создали в начале нулевых. Сегодня это уже массовый транспортный автомобиль белорусской армии.

Так же, как и «старший брат», МАЗ-5316 используется для установки спецкузовов. Например, эта машина — подвижной информационный центр ИЦ-2006, то есть, по сути, современный потомок «кинопередвижек» с совмещением функций полевой типографии.

Военные МАЗы четвертого поколения

К четвертому поколению (семейство МАЗ-6430) принято относить грузовики с так называемой новой кабиной. Ну как новой. Первые опытные образцы появились еще при СССР, летом 1991 года. В мелкосерийное производство они пошли с середины 1990-х. Сейчас машины поколения №4 составляют подавляющее большинство выпуска, но третье поколение тоже до сих пор в производстве, потому и говорят «с новой кабиной», хотя кабине почти тридцать лет.

Специальных армейских версий в поколении №4 нет, но в небольших количествах автомобили этого семейства в армии есть. Например, этот МАЗ-5440 только с виду обычная фура. На самом деле под тентом полуприцепа скрыт трансформируемый кузов-контейнер. Из трех таких трансформируемых кузовов быстро собирается полноразмерное здание, в котором размещается большой командный центр.

Среднетоннажники МАЗ-4371 несколько лет назад были массово заказаны белорусским Министерством обороны. Используются как машины для перевозки личного состава по асфальтовым дорогам.

Читайте также  Для чего нужны свечи зажигания в автомобиле?

Грузовики МАЗ в других странах

Главный потребитель военных МАЗов — белорусская армия, но есть они и в вооруженных силах некоторых других стран.

Вторым после Беларуси эксплуатантом армейских грузовиков Минского автозавода является Украина, которая закупила немало МАЗ-6317 / МАЗ-5316 и даже организовала у себя их сборку под маркой «Богдан». На фото ниже — эксклюзив для украинской армии: спецброневик для перевозки ракет и боеприпасов, изготовленный на шасси МАЗ-6317 киевским предприятием «Практика».

О поставках военных грузовиков в Северную Корею никогда не сообщалось, но факт остается фактом — МАЗы с оперативно-тактическими ракетами ездили по Пхеньяну во время одного из военных парадов. Правда, какие-то странные. Отчетливо видно, что это МАЗ-63171, но с базой такой длины, какую Минский автозавод не выпускает. Вероятно, шасси подвергали доработкам непосредственно в КНДР.

Отсутствует в каталогах МАЗа и представленная ниже пятиосная сверхдлиннобазная модель, но на военном параде в Баку в 2018-м таких автомобилей проехало сразу два. Вероятно, спецплатформу для демонстрации тяжелых беспилотников сделали на одном из азербайджанских предприятий на основе четырехосного самосвального шасси МАЗ-6516, удлинив раму и добавив подкатную пятую ось.

На том же параде в Баку засветился еще один МАЗ — классический 6317, но с уникальным оружием. Это пусковая установка, которая «стреляет» атакующими беспилотниками Harop (израильского производства). В чем-то эта система даже страшнее «Града», так как дроны-камикадзе, которые вылетают из нее, могут менять траекторию, а поражающая способность у них очень большая.

Кроме того, военные МАЗы точно состоят на вооружении армии Туркменистана, найдутся в некоторых африканских странах и, возможно, где-то в Азии. В любом случае грузовики Минского автозавода в последнее десятилетие получили много новых военных профессий и распространились далеко за пределы нашей страны.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Формирование и развитие модельного ряда МАЗ

Основной специализацией автозавода МАЗ является производство грузовых автомобилей. Данное белорусское предприятие — один из крупнейших поставщиков грузовиков на территории бывшего СССР. Компания одной из немногих на постсоветском пространстве сумела после распада Советского Союза расширить выпускаемый ассортимент и повысить качество техники. Современный модельный ряд МАЗ включает в себя не только грузовые автомобили и прицепное оборудование, но также автобусы и троллейбусы, автошасси для спецтехники — в целом более 400 моделей техники и различных комплектующих, поставляемых в 45 стран мира.

  1. Краткая история завода
  2. Современная эпоха
  3. Разновидности выпускаемой спецтехники

Краткая история завода

Автозавод МАЗ был основан не в ходе индустриализации СССР, как многие другие предприятия, а на месте ремонтных мастерских для обслуживания немецкой техники в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году Белоруссия была освобождена от фашистских захватчиков, и немецкая ремонтная база была переоборудована под ручную сборку американских грузовиков по ленд-лизу. С окончанием войны прекратились и поставки американской грузовой техники, в результате чего мастерские начали преобразовывать в полноценное предприятие автомобильной промышленности.

Первые авто МАЗ были выпущены новым предприятием в 1947 году. Очень ограниченная партия грузовиков (пять штук) получила номер 205 — фактически, это были автомобили Ярославского автозавода ЯАЗ 205. Вскоре было принято решение о переносе выпуска серии ЯАЗ 200 на завод в Минске, где через несколько лет увидели свет и автомобили ЯАЗ 210.

Новый автозавод строился ударными темпами, и уже в 1948 году были запущены первые производственные мощности, а всего через два года состоялся полноценный запуск предприятия. При этом завод уже к 1951 году перевыполнил план: грузовики МАЗ были выпущены в количестве 25 тысяч вместо требуемых 15.

Вскоре Минский автозавод установил новое достижение в сфере производства большегрузных машин: самосвальный автомобиль МАЗ 503, грузоподъемность которого составляла 40 тонн, в 1958 году был удостоен в Брюсселе высшей награды на Всемирной промышленной выставке.

На тот момент пришлось обновление грузового семейства МАЗ: вместо устаревших МАЗ серии 200 завод выпустил сразу две модели — 500 и 503. Выпуск новых моделей стал возможен благодаря усовершенствованию производственных мощностей автозавода. В 1965 году предприятие полностью перешло на производство новых грузовых автомобилей и шасси линейки 500.

В 1970 году был начат выпуск доработанной модификации МАЗ 500, а еще через шесть лет увидело свет новое поколение грузовых автомобилей, получившее обозначение 5335. В начале 1980-х годов был выпущен первый седельный тягач МАЗ модели 5432, а немногим позже модельный ряд пополнился автопоездом 6422. К концу 80-х было налажено производство седельных тягачей нового поколения, обозначаемых 64221.

Выпуская все новые и новые модели МАЗ, завод неуклонно увеличивал и объемы производства автомобилей, а также представлял уникальные концептуальные разработки, одной из которых был прекращенный с развалом СССР проект модульного автопоезда МАЗ 200 «Перестройка».

Современная эпоха

Начало 1990-х стало для автозавода достаточно сложным периодом, и техника МАЗ на время исчезла со многих рынков. Однако предприятие достаточно быстро сумело преодолеть сложности, начав новый этап своего развития. В середине 90-х автозавод выпустил грузовые автомобили МАЗ нового поколения, а еще через год модельный ряд был пополнен новой разработкой — тягачом со спальником и другими новшествами. Модели, восстановившие престиж марки, получили индексы 54402 и 544021.

Подтверждением того, что грузовой транспорт белорусского автозавода соответствует самому высокому техническому уровню, служит подписанный производителем в 1997 году договор о сотрудничестве с немецким концерном MAN. При этом выпускаемая в Германии линейка автомобилей получала 60% комплектующих производства белорусского завода, в то время как при сотрудничестве других отечественных автопроизводителей с иностранными эта цифра была значительно ниже.

На сегодняшний день выпускаемые заводом МАЗ виды транспортных средств, такие как фура, самосвал, седельный тягач и т. д., ценятся на территории бывшего СССР за целый ряд неоспоримых достоинств:

  • высокая надежность;
  • экономичность эксплуатации;
  • отличная проходимость — вездеход МАЗ способен справиться с любым бездорожьем;
  • разумный уровень цен на автомобили МАЗ Некст и других линеек;
  • доступность запчастей и комплектующих для обслуживания и ремонта;
  • простота и удобство эксплуатации.

В большинстве своем существующие модификации грузовой техники Минского автозавода, такие как сортиментовоз МАЗ, имеют следующие характеристики:

  • мощность силовой установки — от 155 до 412 л. с.;
  • количество скоростей КПП — от 5 до 16;
  • тип подвески — рессорная;
  • формула колесной базы — 4×2 или 6×2;
  • грузоподъемность — от 5 до 20 тонн.

На данный момент в модельный ряд автомобилей марки МАЗ входит более 30 наименований техники.

Разновидности выпускаемой спецтехники

В XXI веке предприятие продолжило активно развиваться, внедрять наиболее современные технологии и осуществлять выпуск новых моделей, включая не только бортовой МАЗ и другие виды грузовиков, но и различные вариации спецтехники, вплоть до шасси ракетного комплекса «Корнет». Заводом выпускается большое количество модификаций техники для различных целей. Основными из них являются:

  • седельные тягачи;
  • самосвальные грузовики, в честности, тентованный МАЗ;
  • фургоны;
  • автобусная техника;
  • прицепное и полуприцепное оборудование;
  • спецтехника МАЗ — например, автокран, бетоносмеситель, кран-манипулятор, коммунальная техника, ломовоз МАЗ и многое другое.

Самосвалы являются одной из наиболее распространенных категорий техники МАЗ. Они зарекомендовали себя как прочные и маневренные автомобили высокого качества и проходимости.

Модельный ряд спецтехники марки МАЗ включает в себя следующие виды транспортных средств:

  • Еще с 1959 года автозавод в течение семи лет выпускал бензовоз с функциями топливозаправщика ТЗ200. Грузовик оснащался односекционной цистерной, вмещающей 7800 литров горючего. Наполнение бака и передача топлива осуществлялись при помощи центробежной лопастной помпы.
  • Автошасси МАЗ 200 стало основой для выпуска автомобильного крана К-51, способного поднимать и перевозить грузы массой до 5 тонн. Серийное производство автомобиля началось в 1951 г., а позже была выпущена доработанная модель К-61 с грузоподъемностью уже в 6 т.
  • В 1966 году увидел свет лесовоз МАЗ 509. Впоследствии ассортимент выпускаемой заводом лесовозной техники был заметно расширен и включал такие модели, как сортиментовоз МАЗ 6303 А8-328 и лесовоз МАЗ 641705 220.
  • Бетоносмесители МАЗ сегодня представлены девятью модификациями, представляющими собой автомобиль, на платформе которого смонтирован смесительный барабан, его вращение начинается одновременно с движением грузовика. Одним из лучших автомобилей данного типа является АБС9 ДА на базе МАЗ модели 551605.
  • В работе коммунальных служб используется несколько модификаций автотехники МАЗ, наиболее яркими представителями которых являются вакуумная машина КО 523В и мусоровоз МКМ 35.

Перечень всех выпускаемых заводом МАЗ моделей включает в себя множество наименований, причем вся продукция этого автозавода обладает по-настоящему высоким качеством и надежностью.